АИГ прекратит страхование автотранспорта, личного имущества, а также страхование от несчастных случаев и выезжающих за рубеж
Как стало известно «Ведомостям», страховая компания АИГ, «дочка» американской страховой группы AIG, сворачивает розничные продажи в России с 1 октября. «Новости не радужные… С 1 октября 2014 г. отзываем все доверенности у всех наших агентов и брокеров в связи с тем, что компания приняла решение закрыть розничное направление в России. С 1 октября — стоп продаж», — говорится в письме одному из контрагентов страховщика, полученном вчера (есть в распоряжении «Ведомостей»).
Обещая выплатить всю комиссию по полисам, «сданным в компанию и оплаченным до 31 сентября» в полном объеме, компания просит сдать все бланки строгой отчетности (полисы).
В письме поясняется, что «в течение 20 лет AIG в России ведет успешный бизнес и строит взаимовыгодное и честное сотрудничество с клиентами и брокерами», но, проанализировав рынок, компания убедилась, что местный розничный рынок не расположен в «стране со значительными возможностями развития». В связи с этим компания намерена «продолжать предоставлять только коммерческие виды страхования в России и прекратить страхование автотранспорта, личного имущества, а также страхование от несчастных случаев и выезжающих за рубеж с 1 октября 2014 г.».
«Данное решение было основано исключительно на оценке существующего и будущего потенциала российского страхового рынка в соответствии с операционными и инвестиционными требованиями AIG Inc», — говорится в письме.
Нельзя сказать, что бизнес по моторному страхованию или деятельность в регионах приносили АИГ в России большие убытки. За прошедший и позапрошлый год компания получила 194,7 млн и 162 млн руб. совокупного годового дохода соответственно. За прошлый год компания объявила о выплате дивидендов на 26 млн руб.
По данным на конец 2013 г., в компании работали 275 человек. В реестре агентов физлиц упомянуты 267 агентов, из них 34 юрлица и ИП. В реестре страховых брокеров и агентов юрлиц — 457 названий юрлиц и фамилий физлиц.
При этом расходы «по заключению договоров страхования» (обычно это агентские и комиссионные расходы, одна из основных строк расходов — у некоторых страховщиков достигают 97,3% от сборов. — «Ведомости») в 2013 г. достигли 367,5 млн руб., из которых на расходы на оплату труда потрачено 153,9 млн руб. при общих сборах АИГ в 2,56 млрд руб.
У компании есть филиал в Санкт-Петербурге и два представительства, в Татарстане и Калининграде.
Московский офис приносил львиную долю сборов в 2013 г. — 2,3 млрд руб. против 233 млн руб. в Санкт-Петербурге. В основном портфель договоров АИГ на конец 2013 г. состоял из договоров страхования от несчастного случая (продано на 306 млн руб.), автокаско (440 млн руб.), имущества юрлиц (724 млн руб.), ответственности перед третьими лицами (438 млн руб.), финансовых рисков (292 млн руб.). Компания продала полисов ОСАГО всего на 59 млн руб. При этом АИГ еще 1 июля прекратила продавать полисы ОСАГО через брокеров и агентов, продолжив продажи только в семи своих офисах.
В компании в четверг заявили, что решение принято «в результате внимательного рассмотрения и глубокого изучения рынка», при этом «AIG не сворачивает операции в России и в регионах», но будет заниматься «коммерческими видами страхования» и что данное решение «не связано с санкциями».
Согласно МСФО АИГ, на конец декабря 2013 г. у компании был совокупный избыток краткосрочной ликвидности на сумму до 489 млн руб., а на срок более года — 1,6 млрд руб.
«В отличие от других страховщиков, заявивших о закрытии розничного бизнеса, доля моторных видов в портфеле АИГ — около 20%, — замечает Татьяна Никитина из НРА. — По данным МСФО, компания была прибыльна и в 2012 г., и в 2013 г. Поэтому, скорее всего, компания оценила именно перспективы и предотвращает будущие потери», — считает Никитина.
«Ситуация у АИГ отличается от “Цюриха” и “Оранты”, проданных недавно, — согласен директор “Эксперт РА” Павел Самиев. — С учетом того, как развивается ситуация с убытками в рознице, доля моторного бизнеса может практически произвольно или при попустительстве менеджеров среднего звена вырастать в два раза и за полгода. Вполне возможно, что компания хочет свернуть розницу и сеть, чтобы избежать будущих проблем, это как превентивная мера по избежанию неконтролируемого роста моторного портфеля», — считает Самиев.
Никитина не исключает возможность полного ухода компании с рынка: «Такую вероятность нельзя исключить. Но доля российского бизнеса в структуре AIG мала, поэтому уход с российского рынка не будет иметь серьезных финансовых последствий».
11.09.14 Ведомости vedomosti.ru
Последние комментарии