Как корреспондент «РГ» заключала договор ОСАГО
Чтобы купить полисы обязательного страхования автогражданской ответственности, автомобилистам приходится сталкиваться с чудовищными очередями, унижением и фактами вымогательства. В этом довелось убедиться корреспонденту «РГ» в Костроме.
Два к одному
За неделю до того, как должно было истечь действие моего полиса ОСАГО, я позвонила в «свою» компанию, где узнала, что за стаж безаварийной езды мне полагается пятипроцентная скидка, и страховка обойдется в 2,5 тысячи рублей. Однако при обращении в офис меня ждал неприятный сюрприз.
— По распоряжению руководства мы в течение двух недель проводим проверку клиентов на отсутствие аварий. Процесс можно ускорить, если вы оформите у нас еще один полис — например, страхования квартиры.
— Мне не нужно ничего, кроме ОСАГО, — возразила я.
— Тогда ничем помочь не можем. Приходите через две недели.
— А как я докажу, что сегодня была здесь? И как буду неделю ездить без страховки? Дайте мне квитанцию о приеме документов!
— Ездить без страховки нельзя. За это — штраф и снятие номеров. А квитанций мы не даем. До свидания.
Про наказания я знала и без операционистки. В соответствии со статьей 12.37 КоАП РФ, езда без полиса ОСАГО обернется штрафом в 500 рублей, если водитель забыл его дома или передал управление лицу, не вписанному в документ. Если же полис ОСАГО просрочен или отсутствует, придется заплатить 800 рублей. Кроме того, предусматривается снятие госномеров с автомобиля. Если страховка сразу после этого не оформлена, водитель может быть оштрафован на 5 тысяч рублей либо лишен прав на срок от одного до трех месяцев.
В тот же день я отправила обращение на официальный сайт страховой компании, изложив ситуацию, указав свой телефон и сделав на всякий случай снимок экрана. Но ответа не последовало, а через неделю кончилась страховка. Выход оставался один — ждать окончания «проверки». Все это выглядело очень странно, поскольку все семь лет моего стажа эта процедура занимала ровно минуту — страховщикам достаточно было заглянуть в компьютер. Однако перспектива быть пойманной без полиса и лишиться номеров меня не прельщала. Поэтому, поставив машину на прикол, я пересела на велосипед.
Крутите педали
По истечении двух недель я вновь приехала к страховщикам. Миловидная девушка в окне долго изучала документы.
— Да, ваши данные пришли, аварий у вас не было. Но выдать полис мы вам пока не можем: нам надо вашу машину осмотреть. А с осмотрами небольшая проблема — наш эксперт на два месяца вперед уже занят.
От возмущения я перешла в атаку.
— Что вам мешает нанять второго эксперта? По сути, вы отказываетесь продать мне полис ОСАГО. Насколько это законно?
— Есть утвержденные правительством правила, страхователь при заключении договора имеет право осмотреть автомобиль. Мы пользуемся этим правом.
— Без ОСАГО вы лишаете меня моего права — пользоваться своей собственностью, автомобилем.
— Мы не отказываем. Мы просто не можем заключить пока договор. У вас есть право обратиться в другие страховые компании.
— Но они не берут новых клиентов. Как мне без полиса ездить до сентября?
— А как сейчас ездите?
— На велосипеде.
— Ну, вот так и продолжайте. Опять же, для здоровья полезно.
Услышать такую наглость в стенах компании, куда я принесла свои деньги для оплаты полиса, я не ожидала. Оставив директору филиала письменную претензию, с ее копией и диктофонной записью неприятного разговора я отправилась в прокуратуру.
— К нам поступает очень много жалоб на невыдачу полисов ОСАГО. Но факт нарушений очень трудно доказать, так как практически все отказы носят устный характер. То, что вы грамотно собрали доказательства — снимки с экрана компьютера, зарегистрированную копию претензии, диктофонную запись, — поможет нам в проведении проверки. Но на это нужно время, — сообщила старший помощник прокурора Костромы Екатерина Рогозина.
Кстати, уже несколько месяцев назад в ответ на массовые жалобы клиентов о навязывании страховщиками дополнительных услуг при оформлении полисов ОСАГО Роспотребнадзор распространил официальное заявление, что «подобные действия страховых организаций нарушают права потребителей на свободный выбор услуг и являются недопустимыми». А в феврале облпрокуратура по жалобе жителя города Кологрива внесла представление в крупную компанию, которая отказалась оформить полис ОСАГО без дополнительной платы за ненужную ему услугу страхования от несчастного случая. После этого должностные лица фирмы были привлечены к дисциплинарной ответственности, но нарушения не прекратились.
Куда пропали бланки
Получив окончательный отказ в «своей» компании, я приступила к поискам другой возможности купить страховку.
Офис известной фирмы, где по телефону мне заявили об отсутствии дополнительных условий страхования, встретил огромной очередью на весь коридор и объявлением, что оформление полисов производится только до 13.00.
— Работает всего один специалист. Принимает очень медленно — каждого клиента по 20-30 минут. Хоть живи здесь! Чтобы завтра попасть, очередь надо занимать с ночи, — пожаловалась «соседка» по коридору.
Двухчасовое ожидание и вправду оказалось тщетным. Ровно в час дня контора закрылась, оставив без страховок десятки автовладельцев.
Через несколько минут я была в офисе следующего страховщика.
— В головном офисе мы «новых» клиентов не принимаем. Тут только продление. Попробуйте обратиться в один из допофисов, — предложила специалист компании.
Разумеется, там была огромная очередь.
— Вам что, тоже ОСАГО? За этим молодым человеком — не занимать! Все 30 бланков ОСАГО на сегодня закончились, — отрезала приемщица документов.
— А когда будут новые?
— Сегодня вторник. Может, в пятницу, но скорее всего — в понедельник. Головной офис выдает их очень мало. Но если вы новый клиент, то без оформления дополнительного страхового полиса мы вас, к сожалению, принять не сможем.
— Единственный способ получить полис ОСАГО — это оформление дополнительного полиса. Самый дешевый вариант — 800 рублей, страхование ответственности при пользовании жильем. Это на случай, если вы сожжете или зальете соседей, — рассказала представительница еще одной популярной компании.
Она пояснила, что главная причина проблем на страховом рынке — вступающие в действие новые правила автострахования.
— По новому закону, с 1 октября 2014 года лимит выплат по ущербу имуществу в ДТП увеличится со 120 тысяч рублей до 400 тысяч, а с 1 апреля 2015-го — по жизни и здоровью со 160 тысяч до 500. Стоимость полиса ОСАГО при этом вырастет не на 40 процентов, как считают справедливым страховые компании, а только на 24. Поэтому сейчас сотрудникам ставят задачу — по максимуму сократить выдачу полисов ОСАГО по действующим тарифам хотя бы до октября.
P. S.
По закону, без риска потерять лицензию страховщики не имеют права устраивать «селекцию» клиентов. Договоры необходимо заключать со всеми обратившимися. Но чтобы выполнить негласные распоряжения, сотрудники ряда компаний идут на ухищрения: вводят дополнительные услуги, искусственно ограничивают время работы и пропускную способность офисов, сокращают лимиты на количество бланков. В общем, совсем не удивительно, что найти «беспроблемный» офис я так и не смогла.
02.09.14 Российская газета rg.ru
Последние комментарии