Минфин предлагает ввести солидарную ответственность акционеров страховых компаний при их банкротстве
Минфин предлагает учредителям страховщиков нести солидарную ответственность при ликвидации последних. Это не поможет, если и у них нет средств, говорят эксперты
Учредители и участники страховых компаний должны взять на себя солидарную ответственность при банкротстве страховщиков, в случае если активов последних недостаточно для исполнения всех обязательства. Об этом говорится в разработанных Минфином поправках в закон «О страховом деле». Документ опубликован на едином портале раскрытия информации.
Российское страхование знает немало примеров банкротств страховых компаний. В 2011 г. была отозвана лицензия у «Ростра», активы которого составили 50 млн руб., а требования кредиторов — 2 млрд руб. Годом ранее обанкротился «Росстрах» с активами на 2,7 млрд руб. В процессе конкурсного производства выяснилось, что их стоимость не превышала 1 млн руб. Обе компании не смогли выполнить свои обязательства перед клиентами по добровольному страхованию.
Сейчас ликвидация страховщиков ничем не отличается от процедуры ликвидации других юрлиц, а норм об ответственности учредителей или их менеджмента не предусмотрено, говорит партнер юридической фирмы ЮСТ Александр Боломатов. По идее, инициатива Минфина должна помочь клиентам страховых компаний. «Введение солидарной ответственности акционеров страховщиков может способствовать улучшению ситуации с покрытием долгов при банкротстве», — считает адвокат Ольга Романичева из компании «Хренов и партнеры». Но только в том случае, «если у учредителей будут активы», добавляет она.
«Механизм ответственности может работать лишь при проверке финансового состояния учредителя сотрудниками ЦБ, введение ответственности без проверки приведет к тому, что учредителями страховщиков станут номинальные лица», — замечает Боломатов. «Целесообразно, чтобы процедуру банкротства возглавлял представитель ЦБ как регулирующего органа, — согласен гендиректор “Ингосстраха” Михаил Волков. — Но если бы все страховщики выполняли требования действующих норм ЦБ, то и проблема банкротства страховых компаний не стояла бы сейчас так остро». По его словам, необходима четкая детализация всей процедуры банкротства — от ограничения и приостановления лицензии до выплаты кредиторам и страхователям средств. «Чтобы было невозможно вывести средства в промежутке между ограничением/приостановлением лицензии и банкротством страховщика», — отмечает Волков. В июне Минфин уже разработал законопроект о наделении Агентства по страхованию вкладов (АСВ) функциями конкурсного управляющего и ликвидатора страховых организаций. Ведь при банкротстве страховщиков «требования большей части конкурсных кредиторов в ходе конкурсного производства не удовлетворяются», сказано в пояснительной записке.
«Инициатива не укрепит страховой сектор, причина банкротств не в безответственности учредителей, а в состоянии рынка в целом и в регулируемых секторах в частности. До текущего года рынок рос, — говорит руководитель группы стратегического и операционного консультирования КПМГ в России и СНГ Алексей Назаров. — Это позволяло обеспечить ликвидность и избежать банкротств. Сегодня же в ситуации замедления, стагнации и исчерпания очевидных драйверов роста банкротств не избежать». При этом возможные меры поддержки государства по автострахованию де-факто не содействуют повышению рентабельности, а лишь частично перекладывают на бизнес государственную социальную нагрузку. «Не ясно, каким образом будет отслеживаться финансовая устойчивость учредителей страховщика, — скептичен гендиректор СК “Помощь” Александр Локтаев. — Стабильной компании не требуется подобных мер. А прочим и такая мера не поможет остаться на рынке».
Представитель Минфина пообещал прокомментировать законопроект позднее. Его коллега из АСВ от комментариев отказался, а представитель ЦБ сообщил лишь, что предложение изучается.
06.08.14 Ведомости vedomosti.ru
Последние комментарии