Со следующего года в России вводятся электронные полисы. По оценкам экспертов, в перспективе это может ускорить сокращение количества игроков страхового рынка.
По оценкам ряда игроков страхового рынка, появление электронных страховых полисов приведет к тому, что страховые компании будут сокращать свои расходы и активнее оптимизировать сеть офисов, а также штаты агентов. «Госдума настаивает на том, чтобы запретить агентам и брокерам продавать такие полисы. Их смогут предлагать клиентам только сами компании через свои сайты. Это серьезно скорректирует рынок», – отметил участник новосибирского страхового рынка.
Эксперты прогнозируют, что произойдет отток клиентов от небольших страховщиков в более крупные компании, у которых есть возможность больше средств вкладывать в интернет-продажи услуг и их продвижение.
«Это пока вероятный прогноз, который будет зависеть от многих факторов. Например, как решится вопрос с поправками в закон об ОСАГО – это прямо повлияет на количество операторов, которые останутся на рынке. Насколько быстро будет внедряться электронный полис, с учетом поправки на уровень телефонизации регионов России», – отметил представитель крупной федеральной страховой компании, пожелавший остаться неизвестным.
«Кроме того, важно появится ли поправка о допуске к оформлению в электронном виде полисов по добровольным видам страхования. Сейчас без осмотра, то есть общения с агентом страховой компании, это сделать нельзя», – добавил он.
По словам заведующего сектором развития и поддержки каналов продаж ОСАО «Ингосстрах» Александра Крайника, на текущий момент проникновение онлайн-продаж страховых полисов среди потребителей в РФ достаточно низкое, — не более 1%. В Европе этот показатель значительно выше.
«Онлайн-сервисы для отечественных страховщиков все еще остаются в большей мере имиджевой услугой. Это обусловлено и до недавнего времени недостаточно развитым законодательством в данной сфере и, как следствие, недоверием населения к электронному полису. Стоит так же отметить недоверие населения к платежам через интернет», – говорит собеседник РБК.Новосибирск.
В тоже время он отмечает, что рынок электронного страхования показывает уверенный рост, год от года демонстрируя стабильное повышение. «В перспективе 2-3 лет этот канал продаж станет крайне востребованным в части коммуникации с клиентами в портфеле которых содержится только полис обязательного страхования – ОСАГО», – полагает Крайник.
«Каждый новый онлайн продукт или сервис, запущенный на сайте, дает прирост к сборам в сравнении с прошлыми периодами, да и клиент, однажды купивший полис онлайн, возвращается за его пролонгацией или покупкой других продуктов», – недавно отмечал в интервью РБК.Новосибирск и вице-президент, директор Сибирского регионального центра ОАО «АльфаСтрахование» Вадим Маслов.
По оценкам Александра Крайника, внедрение электронного страхования в среднесрочной перспективе не повлияет на количество офисов страховых компаний.
«Урегулирование убытков требует осмотра застрахованного имущества, а значит, контакт страховщика или его представителя-оценщика в любом случае будет иметь свое место в цепочке урегулирования страхового случая, а значит полностью автоматизировать процесс урегулирования пока невозможно. Но это не означает, что страховой рынок не будет двигаться в данном направлении», – говорит Крайник.
«По нашим прогнозам, только введение электронного полиса не изменит значительным образом ситуацию на рынке страхования. Думаю, не изменится радикально и количество офисов страховых компаний – большинство полисов ОСАГО продается через агентскую сеть, а не через представительства и допофисы. Что касается офисов по урегулированию убытков, то уже сейчас страховые компании сократили их количество и их доступность до минимально допустимого по закону предела», – заявляет гендиректор «Агентства страховых споров» Максим Седов.
«То, что мы наблюдаем сегодня – попытки страховых компаний ограничить доступность своих полисов – не связано с их желанием уйти с рынка, а обусловлено лишь потребностью в корректировке объема страхового портфеля по риску ОСАГО. Но конечная цель у таких корректировок – повышение эффективности бизнеса», – рассуждает эксперт.
По его мнению, введение электронного полиса вынудит страховые компании искать новые пути повышения эффективности. В частности, на этапе выплаты страхового возмещения.
Кстати, Крайник не исключает, что с введением электронных полисов появится новое поле для деятельности недобросовестных страховщиков. «Они и по оффлайн полисам платили, мягко скажем, «не очень хорошо», вряд ли что-то изменится в их стратегии при заключении договоров страхования в виде электронных документов», – считает он.
По данным портала «Страхование сегодня», по итогам 1 квартала на территории Новосибирской деятельности вела деятельность 91 страховая компания. У восьми из них поступления страховых премий превысили 100 млн рублей, еще у 24 были более 10 млн.
В пятерку лидеров по сборам входят филиалы РГС, Ингосстрах, РЕСО-Гарантия, а также местная компания «Д2 страхование».
07.07.14 РБК rbc.ru
Последние комментарии