Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanie Стартовавшая в пятницу утром с Байконура ракета «Протон-М» с космическим аппаратом связи «Экспресс-АМ4Р» на борту сгорела в плотных слоях атмосферы. «Экспресс-АМ4Р», изготовленный по заказу ФГУП «Космическая связь», стоил 150 млн евро и был застрахован в «Ингосстрахе» более чем на 7,8 млрд руб. Формально ни один руководитель отрасли не может быть наказан: производственный цикл в отрасли составляет два-три года, а все они назначены на свои посты в 2012-2014гг.

Причины аварии с «Экспресс-АМ4Р» Межведомственная комиссия обещает установить к середине июня. Эксперт, участвующий в подобных расследованиях, отметил, что уже через семь-десять дней могут появиться окончательные версии аварии. Несколько рассматривается и сейчас, наиболее вероятно, что к аварии привело нарушение работы рулевого двигателя третьей ступени, передает РИА Новости слова руководителя Роскосмоса Олега Остапенко. Источник в Роскосмосе напомнил, что ракета с «Экспресс-АМ4Р» вывезена на стартовый комплекс 13 мая и три дня потребовалось на предстартовую подготовку.

«Страховая сумма (7,8 млрд руб. — Примеч. РБК) очень значительна, и если случай будет признан страховым, это серьезная финансовая нагрузка для компании, — признал генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков. — Но большая часть риска перестрахована на международном рынке, основные участники перестрахования — синдикаты Lloyd’s, а также такие компании, как Allianz, SCOR и другие, которые занимаются страхованием космических рисков».

Однако страховщики опасаются, что зарубежные компании могут перестать страховать «Протоны». В 2013г. ситуация уже подошла к опасной черте, когда было неясно, будут ли западные перестраховщики и дальше участвовать в страховании пусков «Протонов», однако западные коллеги продолжали поддерживать российских страховщиков, но по тарифами, заметно превышающими тарифы для Ariane, основного европейского носителя, напомнил заместитель генерального директора, директор по авиационному страхованию группы «АльфаСтрахование» Илья Кабачник. Многочисленные аварии последних лет ясно продемонстрировали, что надежность российской техники сегодня очевидно ниже, чем в 1980-1990-е гг., добавил он.

Также страховщики признают, что авария существенно скажется на российском рынке космического страхования. Неудачный запуск увеличит стоимость последующих пусков: после такого события на период двух-трех удачных последующих запусков стоимость страхования возрастет на 30%, подсчитал первый заместитель председателя правления страховой группы «СОГАЗ» Николай Галушин.

Удар по связи

Потеря спутника «Экспресс-АМ4R» откладывает перспективные планы Минкомсвязи по обновлению и развитию гражданской группировки спутников связи и вещания, говорится в официальном сообщении министерства. Авария при выводе спутника связи, который предполагался для организации цифрового телевещания для Дальнего Востока и Сибири, произошла уже во второй раз за год. Предыдущий неудачный запуск «Протона» был выполнен 2 июля 2013г., когда носитель с разгонным блоком ДМ-03 и тремя российскими навигационными спутниками «Глонасс-М» упал на территории космодрома Байконур, откуда был запущен. Ущерб от аварии оценили в 4,4 млрд руб.

Минкомсвязь заявило, что после последней аварии будет перераспределен связной ресурс спутников, в частности изменится «плановая точка стояния» нового спутника «Экспресс-АМ6», который готовился к запуску в июле 2014г. На замену утраченного спутника, по информации министерства, понадобится три года.

13% аварийности

Падение ракеты «Протон» стало результатом системного кризиса в российской космонавтике: за четыре года аварийность выросла почти в три раза, считает историк космонавтики доктор технических наук Вадим Лукашевич. С 2000г. по 2009г. выполнено чуть более 80 запусков с аварийностью 4,9%, а с 2010г. по 2014г. — 40 запусков с аварийностью в 13%, пояснил он. Движение в промышленности есть: создана Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК), но вот пока не видно реформы самого Роскосмоса, а она должна быть, сказал РБК эксперт по космосу из РОЭЛ «Консалтинг» Андрей Ионин.

ОРКК готова комментировать ситуацию только после завершения расследования. Помощник вице-премьера России Дмитрий Рогозин не был в пятницу доступен для комментария.

Привлекать к ответственности, по сути, некого: при производственном цикле два с половиной — три года руководство отрасли меняется каждые полтора-два года, рассуждает Лукашевич. Олег Остапенко возглавляет Роскосмос с октября 2013г., Александр Селиверстов руководит Космическим центром им.Хруничева с октября 2012г., Игорь Комаров работает на посту гендиректора ОРКК всего несколько месяцев. По большому счету надо дать отрасли нормально поработать, уверен эксперт.

Ракета-носитель «Протон» относится к тяжелому классу и предназначена для выведения космических аппаратов на орбиту. Она была разработана в 60-х гг. в ГКНПЦ им.Хруничева. С 2001г. ракета-носитель «Протон-К» была постепенно заменена на новый модернизированный вариант носителя -«Протон-М». Хотя в основном конструкции схожи, серьезные изменения были сделаны в системе управления. Разгонным блоком для «Протона-М» является «Бриз-М». С 2001г. по настоящее время было осуществлено 83 запуска ракеты этого типа, из которых семь были неудачными, в результате чего спутник либо терялся, либо оказывался на нерабочей орбите.

Таким образом, коэффициент аварийности «Протона-М» составил 8,4%. Еще два запуска были частично неудачными, то есть, несмотря на сбои, космическому аппарату удавалось частично или полностью выполнить свои функции. Основное назначение запусков «Протона-М» — коммерческое. Так, 57 запущенных ракет (69%) несли только иностранную нагрузку, в основном американские и европейские спутники. Cтоимость производства ракеты оценивается примерно в 1,5 млрд руб., а сопутствующих ее запуску услуг — еще примерно в 1 млрд руб.

РБК rbc.ru

Оставить комментарий

(Обязательное поле)

(Обязательное поле)

*
= 4 + 8