Национальный банк Татарстана после поручения президента РТ Рустама Минниханова начал выездные проверки страховых компаний, на которые в последнее время поступает много жалоб на отказ от продажи полисов ОСАГО. За неделю банк проверил 11 организаций и успел подловить пару компаний на недобросовестной работе. Впрочем, сделать это сложно: страховые компании, завидев проверку Нацбанка, тут же начинает продавать посетителям полисы, а уже пострадавшие клиенты не могут доказать факт отказа страховщика от продажи, потому что не догадываются вовлекать свидетелей или фиксировать это фото- или видеоматериалами. Сами же страховщики считают, что такими мерами Центробанк может добиться только одного — массовых отказов компаний продавать злополучный полис.
С 6 мая специалисты Нацбанка провели проверки 11 страховых компаний и на этой неделе продолжат выезды, рассказала РБК-Татарстан заместитель главы Центробанка РТ Сария Валиева. Среди проверенных компаний оказались «Росгосстрах», который 26 апреля получил от татарстанской антимонопольной службы штраф в 158 млн рублей за недобросовестную продажу автогражданки, «Ренессанс страхование», «Ингосстрах», «СОГАЗ», «АСКО», «ПСК Казань». В двух компаниях сотрудникам банка пришлось разрешать ситуацию с автолюбителями, у которых возникли проблемы с покупкой полиса. «В АСКО был случай — гражданину навязали договор страхования жизни на тысячу рублей. Мы пошли разбираться, тут же деньги ему вернули и договор аннулировали», — рассказала Сария Валиева. В «Ингосстрахе» же желающих купить ОСАГО просили записаться в очередь и обещали перезвонить с решением о продаже через две недели. После вмешательства Нацбанка, по словам Сариевой, директор компании «пообещала все привести в соответствие».
В остальных проверенных компаниях крупных нарушений сотрудники банка не выявили, сделав лишь отдельные замечания. «Вся проблема в том, что у жалоб нет доказательной базы. Мы разговариваем со страховыми компаниями, они говорят — такого факта не было. Нет ни свидетеля, ни аудиозаписи. Поэтому нам тяжело что-либо предпринять», — констатирует замглавы Нацбанка.
До этого банк участвовал в двух встречах с игроками страхового рынка. Первую провел 29 апреля премьер-министр республики Ильдар Халиков с участием полиции, на которой разъяснил, что ситуацию с жалобами населения нужно исправить. Правительству же республики принять срочные меры по ситуации с ОСАГО поручил президент Татарстана Рустам Минниханов. Вторую встречу 6 мая провел сам Национальный банк. «Мы пригласили 40 страховых компаний. Пришли все — или сами руководители или замы», — рассказала Сария Валиева.
По ее словам, перед встречей Нацбанк запросил у страховщиков, есть ли у них в наличии бланки по ОСАГО (напомним, клиенты жаловались на отказы продать полис якобы по причине отсутствия бланков). «Нам все прислали ответы, что бланки у них есть в достаточном количестве», — говорит она. Кроме того Нацбанк призвал страховщиков расклеить в офисах объявления с телефонами горячей линии банка, куда клиенты могли бы обратиться с жалобами. Если в первые дни по ней поступали десятки звонков, то сейчас жалобы практически прекратились.
Как писал РБК-Татарстан, проблемы с продажами ОСАГО начались еще осенью 2013 года не только в Татарстане, но и по всей России. Люди забросали Федеральную антимонопольную службу, Федерацию автовладельцев и другие надзорные органы жалобами на то, что страховщики отказываются продавать убыточный для них полис, ссылаясь то на отсутствие бланков, то на другие причины. Во многих случаях клиенты жаловались на навязывание им в довесок к ОСАГО других видов страхования. Прецедентным стало решение УФАС по Татарстану оштрафовать «Росгосстрах» на 158 млн рублей за навязывание дополнительных услуг при продаже автогражданки, вынесенное 26 апреля. Теперь этой проблемой занялись вплотную не только власти Татарстана, но и российские — поручение разобраться дал Центробанку Владимир Путин.
Президент Союза страховщиков РТ Рустэм Сабиров знает о проверках Нацбанка и констатирует, что такие меры могут привести лишь к отказу компаний работать на рынке автогражданского страхования. «Я бы сравнил эту ситуацию с дефицитом мяса в СССР, решить которую не помогали ни продовольственные программы ЦК КПСС, ни карательные меры – только введение рыночного механизма регулирования цен. Ситуация с ОСАГО – тревожная, и она не только в Татарстане: по всей стране даются поручения, проходят проверки, идут угрозы, а «мяса» так и нет», — говорит он.
Следующим этапом развития ситуации, по его словам, может стать массовый отказ от лицензий на ОСАГО страховыми компаниями. «Как только откажется первая-вторая компания, за ними последуют все остальные, и после никакими указами и поручениями их не заставишь продавать ОСАГО», — считает он. По его мнению, ситуацию надо менять в корне. «Безусловно, то, что руководство РТ обратило снимание на проблему, это уже хорошо. Но думаю, было бы целесообразно вместе с мерами по активизации продаж ОСАГО, направить в правительство России и минфин РФ предложения: скорректировать тарифы или ввести свободное ценообразование», — уверен Сабиров.
12.05.14 РБК rbc.ru
———
В то же время правительство Оренбургской области организовало «горячие линии» для помощи гражданам, столкнувшимся с проблемами при получении полиса ОСАГО, сообщается на сайте регионального правительства.
На совещании губернатора Оренбургской области Юрия Берга с надзорными органами была озвучена информация, что продолжают поступать «многочисленные жалобы оренбуржцев на страховщиков, которые либо полностью отказывают в выдаче полисов ОСАГО, либо согласны предоставить такую услугу, но в нагрузку с оформлением договора добровольного страхования».
Глава области направил руководителям страховых компаний телеграммы с просьбой разъяснить ситуацию, на что все компании ответили, что с выдачей полисов ОСАГО в регионе проблем нет. «Тем не менее, жалобы продолжают поступать», — отметил Ю.Берг.
12.05.14 Интерфакс interfax.ru
Последние комментарии