Cогласно официальным данным ФССН, рынок страхования жизни в 2010 г. вырос на 43,4 проц по сравнению с результатами 2009, повергнув многих экспертов, а также представителей регулятора рынка в изумление /см. например, реплику руководителя ФССН Коваля А.П. на пресс-конференции, посвященной итогам развития страхового рынка в 2010 г., газета «Ведомости» от 17 февраля 2010 г., статья «Страховка на триллион»/.
На самом деле удивление руководителя ФССН объяснимо: тяжело представить, что в год, когда происходит стабилизация экономики после финансового кризиса, будут расти продажи индивидуальных полисов страхования жизни. Этого и не произошло. Кризис, безусловно, повлиял на развитие рынка страхования жизни.
Прирост премии по индивидуальному долгосрочному страхованию жизни сохранялся, но был уже незначительным в 2009 году за счет применения страховщиками разнообразных механизмов сохранения страховой защиты. Полисы «замораживались» и переоформлялись под другие финансовые условия, применялась рассрочка платежа и другие методы «удержания» клиентов. Но по итогам 2010 г. объём премии в данном сегменте упал до докризисного уровня, — платежеспособность клиентов все-таки сильно пострадала, да и жизненные приоритеты представителей среднего класса /основного сегмента клиентов по долгосрочному страхованию жизни/ изменились;
падение объёмов премии в вышеуказанном сегменте с лихвой окупилось практически двукратным превышением докризисного объёма страхования жизни заемщиков. Основным фактором роста премии послужил рост выдачи потребительских кредитов и автокредитов, которые сопровождались, как правило, дополнительными программами страхования платежей по кредитам /страхование жизни, здоровья и от потери работы/. Банки взяли на себя роль ускорителей и спасателей потребительского бума, увеличив объёмы потребительского кредитования: POS-кредитов и кредитов наличными. И, несмотря на то, что рост кредитования в 2010 г. носил восстановительный характер /по количеству заемщиков и объему кредитов/, ставки по кредитам значительно выросли по сравнению с докризисным уровнем. Соответственно, объём платежей страховщикам, привязанный к размеру платежей по кредитам, также вырос;
— прирост объёма премии в корпоративном сегменте страхования жизни вызван, главным образом, активностью, с которой в первом полугодии 2010 г. материнские компании кэптивных страховщиков и крупные корпоративные клиенты финансировали, а точнее восстанавливали свои страховые программы. Происходило это на фоне прогнозируемых позитивных экономических ожиданий от 2010 года. В этой связи, у нас есть опасения, что высокая инфляция, рост цен и фактические макроэкономические показатели развития российской экономики по итогам 2010 г. вызовут отток страховых премий из корпоративного сегмента уже в 1 полугодии текущего года. Кэптивное страхование и корпоративное страхование жизни, включая пенсионные планы, занимают по итогам 2010 г. приблизительно равные доли рынка;
— небольшим региональным страховщикам, продолжающим осуществлять преимущественно краткосрочное страхование жизни, удалось увеличить объёмы премии, причем как в страховании жизни на случай смерти, так и в страховании жизни с условием периодических страховых выплат. Это произошло, по нашему мнению, за счет удачной ценовой конкуренции с более дорогими продуктами крупных страховщиков жизни, хотя обещанный страхователю доход мог быть и меньше, чем по долгосрочным индивидуальным полисам страховщиков федерального уровня.
03.03.2011 prime-tass.ru
Последние комментарии