Год показал, что страховщики, собирая все больше премий, не желают расставаться со схемами. Надзор готовится взять рынок под особый контроль – с привлечением Росфинмониторинга, Счетной палаты и ФНС.
«Если страхование – то не в России, если в России – то не страхование, если страхование в России – то не сейчас», – такую грустную шутку рассказал недавно с трибуны страхового форума партнер Ernst & Young Алекс Корогодски. Большинство западных инвесторов по-прежнему останавливают непрозрачность российского рынка, его слабая капитализация и высокая убыточность, большие расходы на ведение бизнеса и низкий уровень андеррайтинга, а также беспредел посредников, диктующих цены на свои услуги. В этом смысле прошедший 2010 год не принес на рынок ничего нового. Рост премий восстановился, но проблемы и болевые точки остались все те же.
Быстрее ВВП. Сборы страховщиков в прошлом году росли быстрее ВВП. Об этом заявил замминистра финансов Алексей Саватюгин, выступая 15 февраля на съезде Всероссийского союза страховщиков (ВСС). По его словам, совокупный объем премий за 2010 год увеличился на 6,5%. Тенденцию устойчивого роста подтверждают и в ФССН, где на прошедшей неделе подвели итоги 2010 года. По данным ведомства, кризисное падение не только остановлено, за год рынок его полностью «отыграл», перешагнув, наконец, за отметку в 1 трлн рублей. Всего было собрано свыше 1041 млрд рублей, тогда как в 2009 году совокупный объем премий составил около 978 млрд, а в 2008-м – 952 млрд. Правда, если посмотреть на рыночные показатели, отбросив сборы по обязательному медицинскому страхованию, рост окажется менее впечатляющим. Реальный объем рынка (без ОМС) к началу этого года составлял 555,8 млрд рублей – примерно на 0,8 млрд больше, чем в самом благополучном для страховщиков 2008 году.
По данным Росстрахнадзора, в прошлом году рост демонстрировали практически все линии бизнеса. Лидером стало страхование жизни – премии в этом сегменте подросли на целых 37%. По словам начальника управления учета и экономического анализа ФССН Татьяны Майоровой, это отчасти связано с восстановлением банковского канала продаж. Правда, совокупные сборы страховщиков жизни все еще ничтожно малы – их доля едва превышает 2%. Другой драйвер – добровольное личное страхование, оно прибавило 19,7%. На 6,8% увеличились премии по ОСАГО. И даже страхование имущества, которое особенно пробуксовывало в кризисный 2009-й, показало прирост на 3,5%.
Но радоваться пока рано. По словам Татьяны Майоровой, региональные рынки еще не вернулись на докризисный уровень. Прирост сборов обеспечил Центральный федеральный округ (+9,5%). Только в этом регионе объемы перекрыли докризисные показатели. Хотя надо учитывать и то, что на долю ЦФО приходится более половины всех премий.
На пути к новым нормативам. «Рынок растет, но проблемы остаются», – так прокомментировал статистику ФССН руководитель ведомства Александр Коваль. Значительная часть компаний (41%) все еще показывает падение сборов. Приблизительно у 15% из них снижение объемов премий составило более чем 50%.
Остаются проблемы и с уставным капиталом страховщиков. Его совокупный объем за год вырос всего на 3,3%, к концу года он составил 153,2 млрд рублей. Чуть лучше выглядит средний показатель уставного капитала (из расчета на одну компанию) – 248 млн рублей, с ростом за год на 17,5%. Но этого недостаточно. «71% компаний на сегодняшний день не удовлетворяют новым требованиям к уставному капиталу. Совокупный дефицит уставного капитала – 54,3 млрд рублей», – сообщила журналистам Татьяна Майорова. Только 147 компаний сегодня отвечают новым нормативам. «За порогом» остаются 113 перестраховщиков из 173, 57 страховщиков жизни из 63, 184 страховщика имущества из 278 и 87 из 104 медицинских страховщиков.
Что же касается качества активов, то и тут нет серьезных сдвигов. Примерно треть санкций, применяемых надзором к страховщикам, была связана с нарушением структуры и порядка размещения страховых резервов и собственных средств. «Количество банковских векселей сомнительной природы уменьшилось, но в структуре резервов и собственных средств появились акции сомнительных эмитентов», – рассказал журналистам Александр Коваль.
Росстрахнадзор проанализировал также объемы гарантий и поручительств, выданных страховщиками в прошлом году. По словам Татьяны Майоровой, за 2010 год 41 компания выдала поручительства и гарантии на общую сумму 24,9 млрд рублей: «Это 18% от совокупных собственных средств 41 компании. У 22 компаний объем таких обязательств свыше установленной планки на 5%. А у двух компаний величина гарантий вообще превышает собственные средства», – сообщила Татьяна Майорова. По ее словам, подобные обязательства несут потенциальную угрозу для финансовой устойчивости компаний.
РВД стремится вверх. Отягощают положение компаний и высокие расходы на ведение дел (РВД). У российских страховщиков в прошлом году РВД вдвое превышали показатели европейских компаний. По оценкам «Эксперт РА», в 2008 году средний показатель РВД у отечественных компаний составлял 41%, в 2009 году – 43%. Такой большой показатель не удивляет, так как уровень РВД зависит от комиссионного вознаграждения агентам за заключение договора страхования и внутренних затрат страховщика. Между тем, комиссионные расходы на российском рынке нередко превышают 40%.
«В развитых странах с устоявшимся рынком страховых услуг для агента важнее всего долгосрочные взаимоотношения с клиентом, поэтому он строит свой портфель «от клиента». В России рынок еще молодой, и такой зрелой агентской культуры нет. Для большинства агентов решающим фактором при заключении договора с клиентом является объем комиссионного вознаграждения. Понимая это, страховщики в борьбе за агентов (агент здесь в самом широком понятии – агент, брокер, автосалон, банк и т.д.) зачастую необоснованно завышают размер вознаграждения, увеличивая его долю в страховой премии», – поясняет ситуацию Санал Ушанов, директор финансовой практики консалтинговой компании Accenture в России. Понятно, что в условиях острой конкуренции за клиента страховщикам сложно бороться с существующей ситуацией. «Если говорить о внутренних затратах страховщика, то здесь, в первую очередь, стоит отметить серьезное отставание в области оптимизации и автоматизации внутренних процессов. И не только от западных страховых компаний, но и от игроков более развитых рынков России – банков, телекоммуникационных услуг. Это делает труд сотрудников менее эффективным, а значит, и более дорогим», – считает Санал Ушанов. При этом низкий уровень автоматизации и эффективности процессов сказывается не только на высоком уровне РВД, но и на качестве обслуживания клиентов. По мнению Санала Ушанова, есть и другие проблемы, которые способствуют росту РВД: недостаточно эффективный контроль над региональной сетью, низкий уровень кросс-продаж, а также плохое качество данных, на основании которых страховщики принимают управленческие решения.
В борьбе со схемами. Непрозрачность рынка на руку тем, кто использует страхование в противоправных целях. На долю схем в страховании сегодня приходится 8–8,5% от совокупных сборов, то есть примерно 800–900 млрд рублей. Такие данные привел на съезде ВСС руководитель управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга Виталий Чернов. По его словам, наиболее «схемными» остаются те виды страхования, в которых задействованы бюджетные средства. Это страхование сельскохозяйственных рисков, грузов, ответственности, строительно-монтажных рисков, имущества юрлиц от огня. В 2010 году Росфинмониторинг зафиксировал значительный вывод капиталов за рубеж, в том числе в офшоры. В связи с этим, как заявил Виталий Чернов, служба планирует усилить контроль над подозрительными операциями страховщиков.
Намерена в несколько раз увеличить количество проверок страховых организаций и Счетная палата РФ, пообещал ее замруководителя Валерий Горегляд. Проверки аудиторов СП в 2010 году выявили целый набор схем, по которым осуществлялся сговор между страховщиками и страхователями с целью выведения бюджетных средств и их нецелевого использования. Как рассказал Валерий Горегляд, отдельные страховые компании приобретали векселя предприятия на сумму страхового договора, затем сельхозпроизводитель заявлял убыток в связи с недобором урожая. Так «осваивались» бюджетные средства.
Внимание аудиторов Счетной палаты привлекли самые разные факты. Например, более 4,5 тыс. аграрных хозяйств заключили 55% договоров с тремя страховщиками. Кроме того, средства государственных субсидий распределялись по аграрным территориям очень неравномерно и концентрировались в отдельных регионах. «Счетной палатой было направлено представление в Минсельхоз РФ, где были указаны выявленные недостатки и говорилось о необходимости изменения подходов в аграрном страховании с господдержкой», – сообщил Валерий Горегляд.
К проверкам страховщиков подключится и Федеральная налоговая служба (ФНС). По оценкам заместителя руководителя ФНС Кирилла Янкова, ряд страховщиков сотрудничают с фиктивными посредниками, фирмами-однодневками и занимаются обналичиванием. Некоторые компании уходят от налогообложения, относя на страховые выплаты деньги, которые на самом деле не платились клиентам, так как страховых случаев не было. «По нашим данным, практика обналичивания средств сужается в среде коммерческих банков, зато она начинает расширяться в сегментах, где присутствуют другие игроки финансового рынка», – пояснил Кирилл Янков.
Усилить контроль над страховщиками обещает в этом году и Росстрахнадзор. До конца февраля планируется принять нормативные акты к закону о банкротстве, тогда у ведомства появится возможность предотвращать «некрасивый» уход с рынка недобросовестных игроков. Напомним, что в 2010 году ФССН отозвала лицензии у 101 компании. В этом году, судя по всему, этот список будет значительно шире.
27.02.2011 Финанс
Последние комментарии