Страхование строительно-монтажных рисков (СМР) сейчас один из самых привлекательных сегментов рынка. Перспективы роста связаны здесь главным образом с крупными инфраструктурными проектами, финансируемыми государством, дорожным строительством и проектами топливно-энергетического комплекса. Однако эксперты ожидают в сегменте СМР и роста убыточности.
Индивидуальный подход
Строительство — одна из самых рискоемких отраслей экономики. «В строительстве нет более эффективного метода управления рисками, чем страхование,— уверен заместитель начальника управления страхования СМР «Согаза» Роман Емельянов.— Все должны понимать, что порой небольшие события, ошибки могут привести к значительным потерям. Крупный бизнес уже давно это понял, средний — в процессе».
При качественном андеррайтинге и наличии надежной перестраховочной защиты страхование СМР привлекательно для страховых компаний в долгосрочной перспективе. «Можно говорить, что на данный момент эта линия бизнеса прибыльна для большинства участников рынка. Правильнее было бы анализировать не уровень выплат, а уровень убыточности, но такой информацией по рынку мы не располагаем»,— говорит директор департамента по страхованию технических рисков СК «Альянс» Екатерина Ускова.
С ней соглашается директор по развитию страхования СК МАКС Алексей Володяев: «По соотношению сборы/выплаты ситуация с данным видом специфическая по сравнению с автокаско, ОСАГО или ВЗР: договоры, как правило, многолетние, вероятность убытка по сравнению с автострахованием небольшая, но средняя выплата куда выше. Поэтому правильно будет смотреть на данное соотношение не в рамках года, а, допустим, в пятилетней ретроспективе. Но в целом выгода больше, чем в ОСАГО».
При этом с учетом базового периода для расчета убыточности страхования СМР (это весь срок строительства по проекту плюс двух-трехлетний период послепусковых гарантий, на который распространяется страховая защита) убыточность в страховании СМР составляет не менее 50-60%, а с учетом катастрофических рисков может быть и существенно выше.
Страховщики прогнозировали, что в 2013 году рынок страхования СМР вырастет на 15%, и пока эти ожидания в целом оправдываются. По предварительным оценкам, за девять месяцев этого года объем рынка СМР составит около 28 млрд руб. По итогам 2013 года, согласно прогнозам агентства «Эксперт РА», этот показатель может достигнуть 37-40 млрд руб. Для сравнения: в 2012 году в сегменте было собрано на 32 млрд руб. премий, а в 2011-м —25,4 млрд.
«В то же время темпы роста страхования СМР значительно снизились. Если в 2011 году они находились на пятилетнем максимуме и составляли почти 36%, то в 2012-м динамика снизилась до 26%, а в текущем году рост вряд ли превысит 15-20%,— отмечает гендиректор страховой группы «Уралсиб» Сирма Готовац.— Такое замедление связано в первую очередь с тем, что поступление премий по масштабным государственным стройкам, связанным с саммитом АТЭС, Универсиадой в Казани и Олимпиадой в Сочи, уже завершено».
Директор департамента по страхованию технических рисков СК «Альянс» Екатерина Ускова добавляет, что прирост взносов в первом полугодии 2013 года по сравнению с первым полугодием 2012-го составил 14,3%. «В целом наблюдается снижение темпов прироста рынка: в 2011 году прирост составил рекордные для рынка 36%, а в 2012-м прирост был 20%»,— отмечает Ускова.
Прогнозы на 2014-2015 годы у страховщиков вполне благоприятные. Исходя из нынешней конъюнктуры они ожидают ежегодной прибавки сборов по страхованию СМР на уровне 15%. «Существенного роста этого рынка можно ожидать в последующие годы при условии запуска крупных инфраструктурных проектов, целесообразность которых сейчас обсуждается: строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва—Казань, Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) и модернизация Транссибирской магистрали»,— уверен гендиректор СК «Транснефть» Кирилл Бровкович.
Особенностью страхования СМР является и то, что типовых договоров здесь не бывает. Каждый проект в той или иной степени индивидуален, соответственно, и условия страхования определяются индивидуально на основе анализа проектной документации. Кроме того, стоимость объекта непостоянна, она меняется в течение периода страхования, поэтому, по словам исполнительного вице-президента группы «Ренессанс страхование» Натальи Карповой, необходим предстраховой анализ, в том числе проверка проектных документов, опыта строителей, особенностей климата и геологии региона. И в течение всего периода страхования следует проводить мониторинг объекта.
Мюнхенский страховой стандарт
Недострахование остается одной из основных проблем в сегменте СМР, хотя почти все представители крупнейших страховых компаний отмечают позитивные сдвиги в этом вопросе. Некоторые участники рынка говорят, что ответственность за недострахование частично лежит и на страховщиках. «Многие банки по-прежнему требуют устанавливать в договоре страхования страховую сумму в пределах выдаваемого кредита, а строители, принимающие такие условия, по-видимому, экономят деньги или не осознают, что при наступлении неблагоприятных событий они не получат от страховщика полной компенсации своих расходов»,— объясняет причины этого явления директор центра андеррайтинга и урегулирования убытков по страхованию имущества и ответственности СК «Согласие» Ольга Батова.
Недострахование имеет место в основном в страховании залогового имущества, поскольку для расчета страховой суммы применяется дисконт к сметной стоимости. Международная практика по этому виду страхования уже почти вековая, и стандарты всем известны (например, условия страхования СМР Мюнхенского перестраховочного общества). Проблема в том, что не все страховые компании на нашем рынке эти стандарты готовы соблюдать.
Впрочем, сложности со стандартами были, есть и будут еще довольно долго, говорит заместитель начальника управления страхования СМР «Согаза» Роман Емельянов. В большинстве случаев как для прямого страхования, так и для перестрахования используются западные вординги (условия). При этом детально пояснить, как работает то или иное покрытие в отношении того или иного объекта при тех или иных обстоятельствах, да еще и с учетом западного прецедентного права, порой не могут сами разработчики вордингов. Поэтому для участников страхового проекта так важны принципы доверительных отношений.
Характерной особенностью рынка СМР является растущая концентрация. По оценкам страховщиков, более 75% сборов по страхованию СМР приходится сегодня на десятку крупнейших игроков. Увеличение концентрации — прямое следствие перераспределения объемов в разных секторах рынка СМР. «Раньше он четко делился на «государственный» (страхование СМР по государственным и муниципальным контрактам), «связанный» (страхование СМР по проектам акционеров или иных аффилированных лиц) и «несвязанный» секторы,— рассказывает Кирилл Бровкович.— Сегодня же подавляющую часть сборов обеспечивает государственный сектор. Основные объемы строительного рынка, а соответственно, и рынка страхования СМР обеспечивают сейчас крупные инфраструктурные проекты». Концентрация рынка, в свою очередь, порождает проблему демпинга, к которому прибегают некоторые компании, стремясь захватить долю рынка побольше. А это неизбежно сказывается на качестве страховых услуг.
Участники рынка отмечают, что за редким исключением по-прежнему страхуются те, кто вынужден это делать в силу обстоятельств: те застройщики, которым обязанность страхования вменена госконтрактом или иностранным заказчиком, а также те, кто работает на заемные средства. Причем, как отмечает директор департамента страхования промышленных предприятий, энергетики и технических рисков САК «Энергогарант» Ирина Терехова, прежде всего это компании, действующие в Москве и Санкт-Петербурге.
«На сегодня я бы охарактеризовала степень проникновения страхования в строительстве как невысокую. Доля застрахованных частных объектов строительства не превышает 15%, в основном это залоговые объекты. То есть застройщик готов страховать свои риски только в том случае, если это условие получения денег»,— считает Сирма Готовац. Между тем на Западе этот показатель превышает 50%, а в некоторых странах и вовсе близок к 100%.
Выгодно на этом фоне выделяются государственные стройки, где проникновение страхования достигает 100%. Объясняется это тем, что здесь существуют довольно жесткие регламенты, проводятся торги, все контролируется, все расходы включаются в сметы. Причем если раньше на страхование в сметах закладывался фиксированный 1%, то сейчас эти расходы рассчитываются исходя из реальных рыночных страховых тарифов.
Тщательно страхуют свои риски филиалы и дочерние компании известных международных строительных организаций, работающих в России. Они уже привыкли к тому, что такое страхование — естественная составляющая бизнес-процесса. Также, как правило, страхуют строительно-монтажные работы и свою гражданскую ответственность строительные компании, занимающиеся крупными проектами.
21.10.13 Коммерсант kommersant.ru
Проблема демпинга заключается не только в концентрации рынка страховых услуг по СМР, но и в концентрации рынка в компаниях ТОП-10 вообще по всем видам страхования. Только СМР — это довольно рисковый вид страхования, по сравнению, например, со страхованием имущества юридических лиц. Поэтому сильно демпингуя в данном сегменте, страховые компании действительно берут достаточно большой риск и нагрузку на свои резервы.