Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieВ Северо-Западном федеральном округе перестрахованием управляют компании из Москвы. Некрупные риски перераспределяются в специализированные или универсальные компании, а крупные отдаются за рубеж. При этом российский перестраховочный рынок имеет свои особенности по сравнению со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Рынок в стагнации

В ряде государств Восточной Европы отсутствуют национальные перестраховочные компании, и весь рынок занят зарубежными перестраховщиками. В России, в свою очередь, есть прослойка специализированных перестраховщиков, которые, не обладая крупными ресурсами, постепенно уходят с рынка. Поэтому основные перестраховщики у нас – страховые, а не перестраховочные компании. Впрочем, страховщики тоже не могут полностью реализоваться в этой сфере, поскольку добавляется фактор внутренней конкуренции по прямому страхованию.

Специализированные перестраховочные компании могли бы оказаться полезными, но им не хватает капитала.

«В течение последних 20 лет развития рынка для таких компаний не вводилось никаких мер поддержки, а также ограничений для иностранных фирм. В итоге внутренний рынок перестрахования находится в стагнации, ища пути развития не внутри страны, а за ее пределами», – считает начальник управления входящего облигаторного перестрахования ОСАО «Ингосстрах» Игорь Алексеев.

По данным ФСФР за 2012 год, совокупные сборы по входящему перестрахованию (то есть риски, принятые на удержание) составили 42,8 млрд рублей. Из них 31,5 млрд рублей поступило в перестрахование от российских резидентов, а 11,3 млрд рублей пришло из­за рубежа. Последние поступления в основном приходят из Восточной Европы, где перестрахование не развито вовсе.

Совокупный объем исходящего перестрахования, то есть сборов, переданных в перестрахование российскими компаниями, составил в 2012 году 114,8 млрд рублей При этом у отечественных перестраховщиков было перестраховано 35,4 млрд рублей, а у иностранных – почти 80 млрд рублей. По мере укрупнения рынка перестраховочные защиты все в большей мере становятся западными. По данным ЗАО «СК «Транснефть», по сравнению с 2011 годом объем премии, переданной в перестрахование в России, вырос на 9%, а перестрахованной за рубеж – на 20%.

В то же время российская емкость остается востребованной, особенно в специфических областях, которые западные рынки, не обладая достаточной статистикой, не понимают.

«Самые крупные имущественные риски, в том числе СМР, перестраховываются на Западе, – говорит директор Северо­Западной дирекции ОАО СК «Альянс» Евгений Дубенский. – Для российских компаний определена очень узкая ниша, в основном автокаско и перестрахование специфических видов и рисков, которые не принимают западные игроки».

Централизация

Для многих универсальных компаний входящее перестрахование – существенный источник дохода. Так, портфель входящего перестрахования в 2012 году несколько превысил 5% общей премии ОАО «СОГАЗ». Подобные показатели и у «Ингосстраха»: объемы сборов по входящему перестрахованию за 2012­й – порядка 4 млрд рублей при общем объеме премий 75 млрд рублей.

В Северо­Западном регионе высок спрос на перестрахование имущественных, морских рисков, грузов. Это объясняется спецификой региона, его приграничным положением, наличием крупных портов, развитым судоходством, грузовыми перевозками. Казалось, перестрахование могло быть развито в северо­западных региональных центрах страховщиков, но это происходит редко. «Крупные федеральные компании передали функции перестрахования в головные офисы. Специалистов по перестрахованию на Северо­Западе крайне мало», – комментирует Евгений Дубенский.

«Все решения по перестрахованию формируются в головных офисах, – подтверждает директор петербургского филиала компании «Евро­полис» Павел Муретов. – Кроме питерских компаний, но их остались единицы. Могут быть исключения, если есть наличие специфического портфеля, но они редки. Например, для Мурманска – перестрахование морских рисков».

Для нынешнего страхования, как считает Муретов, характерна очень сильная централизация, и многие должности на местах оказались не нужны. «В регионах нужны только продавцы, поэтому происходит выхолащивание квалификации. Это основной тренд в финансовой сфере, не только в страховании», – отмечает директор филиала.

В качестве примера централизации Муретов приводит северо­западный центр «Югории», где до недавнего времени подписывались перестраховочные риски региона. Однако затем политика учреждения изменилась.

Для питерских компаний перестрахование – вопрос особо щепетильный. Риск, неправильно взятый, может принести существенные убытки. «Мы все перестраховываем в России, в определенной перестраховочной компании, – говорит генеральный директор петербургской компании «Авеста» Галина Разбитскова. – Что касается видов, перестраховываем дорогие машины и СМР, имущество, автомобили свыше определенной стоимости».

В «Альянсе» сообщили, что перестраховывают имущество, СМР, ответственность, автотранспорт и другие виды страхования на крупные суммы. «Будет ли перестраховываться риск, зависит от собственного удержания страховщика, размера страховой суммы и политики перестрахования, принятой в страховой компании», – заключает Евгений Дубенский.

«Мы перестраховываем риски от 8 млн рублей, облигаторное перестрахование применяем до 30 млн, свыше – факультативное», – говорит директор управления андеррайтинга автострахования Северо­Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Денис Чигарев.

«СОГАЗ – самая капитализированная страховая компания. Поэтому, как правило, в 99% случаев все риски остаются на собственном удержании страховой компании и перестрахования не требует», – комментирует заместитель территориального директора ОАО «СОГАЗ» по СЗФО по продажам Олег Галкин.

При этом объем премии, ежегодно передаваемой в перестрахование иностранным перестраховщикам, постоянно растет.

«Перестраховочные компании с развитых зарубежных рынков могут предложить высокое качество защиты и большую емкость. В то же время нетто­емкость российского рынка очень мала, а емкость специализированных перестраховочных обществ совсем уже незначительная», – объясняет заместитель генерального директора по перестрахованию «Транснефти» Андрей Еременко.

С вступлением России в ВТО ситуация серьезно не изменится, полагают эксперты, поскольку этот сектор и так всегда открыт для иностранцев и они здесь уже давно активно и успешно работают. Игорь Алексеев предвидит лишь сужение перестраховочного пространства по причине большего проникновения иностранцев на рынок прямого страхования.

«При последующей либерализации рынка страхования и облегчении доступа на него иностранным компаниям конкуренция, безусловно, усилится, но вопрос об уходе с рынка крупнейших российских участников не стоит», – считает начальник управления входящего перестрахования ОАО «СОГАЗ» Артем Бондарев.

Без брокера — никуда

Часть перестраховочной премии идет через брокеров, подбирающих российских и зарубежных перестраховщиков. Активность брокеров на рынке достаточно велика. «Более 80% рисков в целом по рынку перестраховывается через брокеров. На рынок «Ллойдс», допустим, невозможно выйти без аккредитованной брокерской компании, – говорит Игорь Алексеев. – Внушительная часть игроков представляет собой компании с иностранным капиталом. Брокеры берут на себя большую часть функций, минимизируя затраты времени и финансов. Однако для входящего страхования брокеры – не только сервис, но и дополнительные расходы. Мы могли бы работать напрямую, но часто нашим клиентам выгоднее привлекать брокеров для размещения».

По мнению экспертов, влияние резко усилилось в секторе корпоративного страхования. «Все чаще брокер, представляющий интересы страхователя, организует не только страховую, но и перестраховочную защиту, – говорит начальник управления перестрахования ОСАО «РЕСО­Гарантия» Владимир Ненашев. – И делают они это в зависимости от потребностей клиента как на российском, так и на международном рынке, использую российскую страховую компанию в качестве фронтирующей емкости. Чаще всего по крупным рискам удается сочетать интересы и российского, и международного перестраховщика».

Нельзя не отметить такую деликатную в отечественном перестраховании тему, как схемы. Крупные зарубежные перестраховщики схемами не занимаются, их реализуют западные брокеры и отечественные игроки. «Если в топ­10 перестраховщиков мы постоянно видим 4­5 компаний, которые неизвестны рынку, но у них большие объемы бизнеса, скорее всего можно говорить о не совсем реальном перестраховании. И это вопрос для более жестких мер регулятора отрасли», — отмечает Игорь Алексеев.

«Есть холдинги, держащие страховщиков исключительно ради схем, – добавляет Павел Муретов. – Последние три года налоговые органы усилили давление. Они могут даже не признать сомнительный с их точки зрения договор, где вероятность массового убытка близка к нулю». Поэтому качественное перестрахование – не только работа над рисками, но и повышенное внимание к партерам, так как подмоченная репутация одного из них может сказаться на другом.

04.09.13 Эксперт expert.ru

2 комментария к “Двойная страховка”

  1. Однако, есть риски, за которые клиенты (Страхователи) готовы платить, а наши страховые и перестраховочные компании не готовы брать эти риски на себя. Правильно сказано в данной статье, что снижается уровень квалификации сотрудников, которые работают в перестраховании. Некоторые компании просто отказываются принять на страхование тот или иной договор, до конца не изучив все документы. Есть сделки с минимальной степенью риска, клиенты готовы за них платить, а перестраховщики не готовы на себя взять часть этих рисков. А потом они жалуются, что все так плохо… Самый распространенный отказ по перестрахованию — это титул — страхование от потери прав собственности на приобретаемое имущество.

  2. Довольно часто бывает так, что есть квалифицированные андеррайтеры, которые оценивают степень риска и готовы принять данный риск на страхование, а СБ не пропускает данный договор! Получается, что страховые компании просто лукавят, когда говорят, что иностранные перестраховщики отбирают у них большую часть портфеля. Пусть лучше берут к себе в штат более квалифицированных специалистов!

Оставить комментарий

(Обязательное поле)

(Обязательное поле)

*
= 4 + 7