За пять лет страховщики сумели вдвое сократить в резервах долю фиктивных активов и связанных компаний. От оставшегося со временем тоже придется избавиться.
Патологоанатомический корпус, самолеты, плавучий дом, коровы и свиньи, сельскохозяйственные угодья, перечисляет набор самых неожиданных объектов, в которые размещены резервы страховщиков, руководитель отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин.
В эти резервы страховщики отчисляют часть всех собранных премий: доход от ее инвестирования должен приносить прибыль для развития компании и обеспечения выплат клиентам. По расчетам «Эксперт РА», совокупный объем резервов (вместе с денежными средствами) к началу года достиг 750 млрд руб.
Правда, качество некоторых инвестиций вызывает сомнения у экспертов. Страховщики не до конца избавились от «скелетов в балансах»: 20% инвестиций можно назвать фиктивными (см. врез), говорит Янин, а ряд компаний к тому же много вкладывают в аффилированные структуры. «Мы исследовали данные компаний, суммарная доля которых на рынке в 2012 г. составила 80%, — сказал Янин. — Структура инвестиций прочих может существенно отличаться от полученных результатов — в основном в худшую сторону».
Нынешние 20% фиктивных активов — «это меньше 50% от 500 млрд [руб.] в 2007 г., но за пять лет изменились и способы оптимизации отчетности», отмечает Янин: «Раньше активы рисовали на отчетную дату, сейчас — на все даты».
Наибольшие кредитные риски несут компании в составе финансовых групп, предупреждает Янин, где вложения в связанные стороны доходят до 50%, средняя доля крупнейшей инвестиции — 43%, а финансовый потенциал группы может быть невысок. У региональных компаний потенциальные проблемы с ликвидностью (лишь 67% ликвидных активов и самая большая доля инвестиций в материальные ценности и предоставленные займы).
В целом надежность и ликвидность инвестиций страховщиков Янин оценивает как приемлемые. 2/3 резервов вложены в инструменты с высокими рейтингами, недвижимость или хранятся на счетах в банках, объясняет он. Средняя доля крупнейшего объекта в портфеле не превышает 33%, а инвестиции в связанные стороны составляют от 20 до 23% в зависимости от того, отчетная дата или нет.
С его выводами согласен кредитный аналитик Standard & Poor’s Виктор Никольский: «По компаниям, которые мы рейтингуем в России, средневзвешенное качество инвестиционного портфеля находится в категории BB — «качество инвестпортфеля приемлемое». Концентрация у компаний, входящих в финансовые группы, действительно высокая, подтверждает Никольский, «Росгосстрах» на конец 2012 г. 26% портфеля держал в «Росгосстрах банке», «Согаз» — до 13% в банке «Россия» и Собинбанке. «Структура резервов у крупнейших меняется достаточно медленно, — говорит он. — Тенденция — увеличивающийся объем вложений в госбанки».
Этот процесс ускорят новые требования со стороны законодателей и мегарегулятора, ожидает Янин. Введение института спецдепозитария (его задача — контролировать соответствие структуры размещения резервов требованиям регулятора), возможное введение нормативов по ликвидности, концентрации рисков и вложений в связанные стороны по аналогии с банками вызовут проблемы у части рынка, а от подавляющего числа страховщиков потребуют изменения структуры инвестиций, считает Янин.
Проблема плохих активов на страховом рынке остается достаточно актуальной, согласен исполнительный директор СК «МАКС» Андрей Мартьянов. По его словам, у ЗАО «МАКС» доля связанных активов не более 2% и меры регулятора по ограничению концентрации риска на связанные стороны, введению нормативов ликвидности — верные. Вопрос со спецдепозитарием, по его мнению, не так однозначен. Мартьянова смущают связанные с этим издержки, виды активов для размещения. Очевидно, что ужесточение требований к связанным сторонам в наибольшей степени повлияет на компании, входящие в финансовые группы и активно использующие страховые резервы для целей акционеров, и потребует от них изменения структуры инвестиций.
«Страховщики и так значительно изменили структуру инвестиций, например практически отказались от операций репо [они позволяли показывать в балансе активы на отчетную дату], — замечает гендиректор “Альфастрахования” Владимир Скворцов. — Благодаря мегарегулятору ситуация выправится, а желающие работать на рынке должны будут привести инвестиции в порядок, чтобы не иметь проблем с надзором». А вот бывший регулятор — экс-глава страхового надзора Александр Коваль сомневается, что резервы страховщиков так хороши: «Не сильно верю в оценку аналитиков, ведь они берут официальные бумаги, представленные компаниями, ситуация скорее всего хуже».
05.08.13 Ведомости vedomosti.ru
Думаю, что инвестиционный портфель страховой компании не совсем такой, как они показывают по своим документам. Многие инвестируют в недвижимость о ценные бумаги, но это лишь часть инвестиций. Другая солидная часть инвестиций расходится по серым схемам. Поэтому при крупных страховых случаях наши страховые компании часто объявляют себя банкротами. Ну и конечно же напрашивается вопрос — а куда они деньги-то собранные дели? Ведь по их отчетности они миллиарды в год зарабатывают!