Страховщики собирают через посредников более половины премий, при этом комиссии за эти услуги нередко превышают 40%, свидетельствуют данные ФСФР
Расширенная статистика страхового рынка за I квартал года позволила рассчитать долю премии, которую компании зарабатывают не самостоятельно, а через посредников. Судя по данным ФСФР, посредники собирают 51% всей премии рынка. Меньше всего они заметны в медицинском страховании (лишь 27% продаж), страховании водного транспорта (26%), ответственности собственников опасных объектов (20%) и пассажиров (17%). Во всех остальных видах страхования доля агентов, банков, дилеров и других не зависящих от страховщиков каналов продаж в I квартале не ниже 30%.
Наибольшую долю продаж (95 млрд из 130 млрд руб.) внешние продавцы обеспечили страховщикам по семи видам страхования (см. таблицу), где их доля в сборах не снижалась меньше 70%. Самые выгодные для посредника продажи — полисы от несчастного случая (комиссия в среднем обходится в 43% от цены полиса), от риска смерти (45%) и от утери работы (46,8%). Для сравнения: средняя комиссия на рынке ОСАГО, регулируемая государством, составила 9,2% (возможно до 10%). В автокаско, где размер комиссии не регулируется, но оказывает сильное влияние на убыточность вида, и страховании имущества граждан комиссия составила 21%.
Проблему комиссионных сегодня рассмотрит Госдума. Депутаты собираются одобрить во втором чтении поправки в закон о страховом деле, ограничивающие комиссии посредников в обязательных видах страхования 15%. «Есть множество боковых ответвлений в ценообразовании кредита, и важно понять реальную конечную стоимость, чтобы говорить о каком-то снижении цены и улучшении качества услуги для потребителя», — объясняет председатель комитета по финансовым рынкам Наталья Бурыкина.
Определяющий фактор сотрудничества банков и страховых компаний — возможность получения высокого дохода от продажи программ страхования жизни, говорит директор по работе с финансовыми институтами «Метлайф алико» Жанна Гончарова: «Стремление банков к высокому доходу понятно, они используют свою розничную сеть, несут все расходы по ее содержанию, аренде отделений, персоналу». Но комиссионная нагрузка не может увеличиваться бесконечно, так как платит в конечном счете клиент, замечает она.
Основная проблема рынка страхования жизни — отсутствие диверсификации, говорит Гончарова: он почти замкнулся на продаже одного продукта — кредитного страхования жизни. Фокус на одном продукте таит в себе риск, ведь при стагнации или кризисных явлениях в банковском сегменте вслед за кредитованием снизятся и продажи кредитного страхования, объясняет она. Высокая стоимость банковского страхования и весьма существенный уровень комиссионных являются основными проблемами российской страховой индустрии, согласен партнер KPMG Эдриан Квинтон.
«Снижения комиссий не наблюдается, — считает первый заместитель гендиректора ВСК Елена Веневцева. — Размер комиссионного вознаграждения сейчас не регулируется, но это невозможно сделать административно». Еще два года назад нормальными были комиссии в 15-20%, отмечает заместитель гендиректора МАКС Андрей Мартьянов. На его взгляд, это справедливый уровень. «Если платится комиссия в 50-60%, то что-то не так с ценообразованием, ведь эти расходы несет клиент, — замечает он. — Если компании предлагают комиссию до 90%, это дискредитирует систему страхования, это уже не страхование, а работа на комиссию». Но ситуация на рынке такова, что многим компаниям приходится выживать и «поэтому они готовы строить пирамиды», заключает Мартьянов.
В среднем по отрасли валовая маржа ритейлеров (разница между ценой закупки товаров и ценой продажи) составляет 23-25%, у крупнейшего «Магнита», — 26,5%. По данным Российского топливного союза, операционные затраты в одном литре бензина составляют 4 руб., из которых лишь 4% — агентские услуги. Агентства при продаже авиабилетов берут комиссию от авиакомпании в 2-6% от стоимости билета (данные агентств), при этом комиссия при продаже полисов пассажира авиатранспорта составляет уже 16,8% от цены полиса.
02.07.13 Ведомости vedomosti.ru
Последние комментарии