Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Страховые организации так и не стали адвокатами пациентов, как ожидалось при принятии закона об обязательном медицинском страховании (ОМС). Чаще они защищают свои финансовые интересы, констатируют эксперты. Чтобы система заработала в пользу пациентов, нужно вносить поправки в законодательство.

Только 3 процента россиян знают, что страховые организации не только полисы выдают, но и обязаны защищать права пациентов. И лишь один процент — когда-либо обращались к ним за помощью, рассказывает директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики» Лариса Попович. А если люди и звонят им, редко получают помощь. Конечно, есть компании, которые в случае необходимости даже в онлайн-режиме следят за тем, как врач работает с их клиентами, которые в больницах навещают пациентов и помощь оказывают. Но таких — единицы, добавляет Попович. По ее мнению, в законодательство надо внести норму ответственности страховой организации за бездействие или некачественное выполнение своих обязательств.

Сейчас же, по словам эксперта, многие компании, занимающиеся в том числе социальным страхованием, входят в состав крупных холдингов и зарабатывают для них деньги. Например, они накладывают штрафы на медучреждения, 50 процентов от этих сумм идет в прибыль компании. Но реально качество медицинской помощи в России лучше от этого не становится. И где результаты этих экспертиз, какие сделаны выводы и приняты меры — вопросы риторические, добавляет Лариса Попович. «В год проходит порядка 600 судов. Это значит, что большинство людей боятся идти в суд», — считает ответственный секретарь общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко.

Лишь 3 процента россиян знают, что страховщики не только полисы дают, но и должны защищать пациентов

Но есть и проблема с другой стороны. У самих страховых компаний не так много полномочий. И им самим часто приходится обращаться в суд, чтобы помочь пациенту, даже если «вина» медорганизации налицо. Он привел распространенный пример — больница или поликлиника берет с пациента деньги за те услуги, которые была обязана оказать бесплатно. Но для того, чтобы человеку вернули деньги — нужно идти в суд. Еще одна проблема, по его словам, это слишком большая зависимость страховой компании от региональных властей, которым подчиняется и территориальный фонд ОМС.

Так, рейтинг сайтов страховых компаний, работающих в системе ОМС, составленный агентством РИА Новости, показывает, насколько формально страховщики относятся к защите прав пациентов. На порталах нет информации, в каких случаях человек может обратиться и какую помощь получить. Не разъясняется, какие медуслуги платные. Но зампредседателя Федерального фонда ОМС Юрий Нечепоренко напоминает: на каждом медполисе есть номер телефона страховой компании, его выдавшей. По нему пациент может позвонить, если некачественно окажут помощь, не примет врач или заставят слишком долго ждать этого приема. И страховщик должен вмешаться и заступиться за пациента. делать он это должен сразу. А если он не реагирует и просит письменно написать жалобу, которую «потом рассмотрят», надо сразу обращаться в территориальный или Федеральный фонд ОМС.

Кстати

Если человеку понадобилась медпомощь, когда он находится в командировке или отпуске в другом регионе, он может обратиться в любое медучреждение и безоговорочно и бесплатно ее получить.

В случае отказа — надо незамедлительно звонить страховщику и в Фонд ОМС.

26.06.13 Российская газета rg.ru

Оставить комментарий

(Обязательное поле)

(Обязательное поле)

*
= 5 + 5