Количество выезжающих за рубеж автомобилистов растет. Вслед за этим увеличиваются страховые сборы и выплаты по полисам «зеленая карта».
В 2012 году страховщики нарастили продажи полисов «зеленая карта» — европейский аналог ОСАГО. Так, за 2012 год объем страховых премий СК «Альянс» в Петербурге, собранных по страхованию гражданской ответственности в рамках системы «Зеленая карта», составил 190,4 млн рублей, что более чем в 2 раза превышает сборы по данному сегменту за 2011 год. Всего компания реализовала 95,8 тыс. «зеленых» полисов, что в 2,6 раза больше, чем за предыдущий год.
Компания «ЭРГО Русь», лидер по объему продаж «зеленой карты» в России, в Петербурге собрала страховых премий на 4% больше (или 13,4 млн рублей), в результате ее портфель увеличился до 334,9 млн рублей. Филиал «Росгосстраха» в СПб и Ленобласти по данному продукту собрал 140 млн рублей (годовой темп роста 120%). Еще около 60 млн рублей от продажи полисов получил петербургский филиал «ВСК» (объем страховой премии вырос более чем в 4,5 раза). Страховые сборы компании «Согласие» по системе «Зеленая карта» в 2012 году в Петербурге увеличились на 70% и составили 52,7 млн рублей.
Всего лицензию на этот вид страхования имеют 10 российских компаний. Причем они находятся в равных условиях — тарифы и срок страхования по «зеленой карте» устанавливаются РСА и согласовываются Минфином. Стоимость полиса зависит от категории транспортного средства, сроков страхования и территории покрытия. Так, минимальный тариф для легковых автомобилей, отправляющихся в страны Шенгена, с апреля 2013 года составляет 1550 рублей на срок 15 дней. Пересмотр стоимости полисов происходит каждый квартал и связан с изменениями обменного курса рубля к евро.
Не как дома
Страховые выплаты в компаниях также росли, но не такими высокими темпами, как премии. В частности, объем выплат по «Зеленой карте» в «ВСК» в 2012 году вырос в 1,6 раза — с 4,2 до 7 млн рублей. «Исходя из нашей статистики выплат по данному виду страхования, жители Петербурга стали реже попадать в ДТП за границей. Трудно сказать, с чем это связано — с ростом ли культуры вождения или правовой грамотности. Скорее всего, низкий уровень аварийности за рубежом является следствием высокого качества транспортной инфраструктуры», — считает Владимир Пыстин, директор СПб филиала СОАО «ВСК».
Российские автомобилисты за границей ездят аккуратнее, чем на родине, подтверждает Отари Стариков, руководитель департамента автострахования филиала ООО «Росгосстрах» в СПб и ЛО. «Все же для россиян угроза потери шенгенской визы — сильная мотивация к соблюдению ПДД, — полагает он. — Но нужно учитывать, что процедура заявления убытков, прохождения документов по инстанциям при страховом случае заграницей весьма длительная и часть убытков еще не заявлена нам для урегулирования». Всего выплаты по убыткам, полученным страхователями за рубежом, в местном филиале «Росгосстраха» составили в прошлом году примерно 5 млн рублей.
Страховка по крупному
Количество ДТП с участием россиян за рубежом в 2012 году снизилось по сравнению с 2011 годом с 3411 до 2424 случаев. «Однако необходимо учитывать, что информация об участии транспортных средств, зарегистрированных в РФ, в ДТП поступает с некоторой задержкой и в 2013 году действует порядка 200 тыс. полисов, оформленных в 2012–м. Таким образом, однозначно утверждать, что в 2012 году количество подобных случаев снизилось, нельзя, поскольку на данный момент нет полной информации», — добавляет Алихан Дибиров, начальник управления сопровождения и урегулирования убытков по договорам «зеленая карта» страховой компании «Согласие».
Заместитель генерального директора, директор Северо–Западной дирекции ЗАСО «ЭРГО Русь» Андрей Знаменский отмечает, что частота ДТП с участием наших соотечественников за рубежом в его компании за последний год выросла почти на 25%. «Основной рост произошел из–за использования компаниями–перевозчиками низкоквалифицированных водителей. В качестве примера крупной выплаты по корпоративным клиентам — ДТП в Италии с российским грузовиком, в результате которого погиб один человек и двое получили ранения. Выплата по этому случаю составила 583 тыс. евро», — рассказывает Андрей Знаменский.
По словам эксперта, постепенно и обычные российские автомобилисты начинают чувствовать себя все более расковано за границей — как следствие растет и количество ДТП. Причем, в отличие от ОСАГО, размер выплат по системе «Зеленая карта» в большинстве стран не лимитирован. В частности, самая крупная выплата в компании «ЭРГО Русь» в 2012 году была начислена после гибели мотоциклиста в Греции по вине российской автомобилистки — 785 тыс. евро (выплата пока не произведена из–за забастовки греческих судей).
«При ДТП за рубежом у наших соотечественников (как у компаний–грузоперевозчиков, так и у обычных автомобилистов) возникают определенные трудности. Языковой барьер и непонимание, как вести себя при ДТП в чужой стране, приводят к тому, что чаще виновником ДТП за границей признают россиян, зачастую совершенно несправедливо», — сетует Евгений Дубенский, заместитель генерального директора, директор Северо–Западной дирекции ОАО СК «Альянс».
Деловой Петербург dp.ru
Последние комментарии