Только в зимний и весенний сезон 2012—2013 годов уровень продаж страховых туристических продуктов увеличился почти на 20%
Российские туристы стали опытнее, теперь они более вдумчиво относятся к страхованию при выезде за рубеж.
С каждым годом увеличивается число россиян, выезжающих за границу. В 2012 году за рубежом побывали 47,8 млн наших соотечественников, что на 10% больше по сравнению с 2011 годом. Соответственно растут и объемы тех отраслей страхования, которые так или иначе связаны с путешествиями. По оценке исполнительного вице-президента СГ МСК Сергея Ефремова, только в зимний и весенний сезон 2012—2013 годов уровень продаж страховых туристических продуктов увеличился почти на 20%. Он связывает это с ростом общего уровня благосостояния наших сограждан, а также с повышением культуры отдыха.
«Поездки за рубеж для россиян стали уже обычным явлением, — рассказывает главный специалист отдела развития личного страхования СК «Транснефть» Дмитрий Юрьев. — Раньше они приобретали страховые полисы преимущественно при выезде в визовые страны, где наличие страховки является непременным условием для получения визы. Теперь россияне покупают полисы добровольно при выезде в любом направлении. Люди привыкли к страхованию и понимают, что это инструмент, который позволяет чувствовать себя защищенным». Кроме того, все больше путешественников, по словам эксперта, не ограничиваются базовыми страховыми программами и предпочитают расширять стандартное покрытие за счет дополнительных опций.
Сергей Ефремов отмечает и некоторые изменения самой структуры спроса на страховые продукты. Лидером продаж остаются полисы, позволяющие получить медицинскую помощь за рубежом, а также страховки от несчастных случаев, смерти и инвалидности. Но устойчиво растет спрос на страховки на случай отмены поездки в связи с болезнью и отказом в предоставлении визы.
«Наши туристы стали опытнее, они вдумчивее относятся к страхованию своих рисков при выезде за рубеж, — продолжает тему руководитель департамента личных видов страхования СГ «Уралсиб» Наталья Харина. — Если раньше туристическая страховка воспринималась как дополнительные расходы, то теперь люди сами уточняют, какие именно риски включены в полис, каков размер страховой суммы, оценивают надежность страховой компании».
Важным трендом, по ее мнению, стал рост числа туристов, которые организовывают свой отдых самостоятельно. Только в прошлом году рынок онлайн-трэвел вырос почти на 50% — для приобретения различных туристических услуг Интернетом воспользовались 5,6 млн россиян.
В 2013 году, по оценкам экспертов, этот рынок вырастет еще на 20—25%. «Сейчас можно, не выходя из дома, купить билет, забронировать гостиницу, и, как продолжение цепочки, приобрести страховой полис», — поясняет Наталья Харина.
Естественно, это требует от страховых компаний развития новых, удобных для клиентов каналов продаж и сервисных решений. Не случайно на одной из последних встреч российских страховщиков с премьер-министром страны Дмитрием Медведевым речь зашла как раз об активном повсеместном введении электронных полисов страхования для выезжающих за рубеж.
Стоит отметить, что отдельные страховщики уже давно взяли новые технологии на вооружение. «Электронные полисы пользуются стабильным спросом и чрезвычайно востребованы потребителями, — говорит начальник отдела продаж и развития клиентской базы управления страхования путешествующих ОСАО «Ингосстрах» Лариса Антонова. — Если за весь 2012 год мы выдали таким способом более 14 тыс. полисов на общую сумму 22,3 млн рублей, то за 4,5 месяца этого года выдано уже около 15 тыс. электронных полисов на 19,6 млн рублей». Продажи электронных полисов «Ингосстрах» начал в декабре 2011 года. Ранее введение такой опции, по словам Ларисы Антоновой, было невозможно из-за ряда правовых барьеров, в частности, связанных с подписью страховщика и страхователя.
Сейчас для этого есть все условия как с юридической, так и с технической точки зрения. Закон о цифровой подписи действует с 1 июля 2012 года, IT-технологии также позволяют оформлять и оплачивать полис в режиме онлайн. «Сегодня на сайте нашей компании можно рассчитать стоимость и заказать полис, — рассказывает Наталья Харина. — В ближайшее время у нас в планах обновить IT-решение для продаж полисов страхования туристов, чтобы сделать процесс покупки еще проще».
«Я убежден, что большинство страховых компаний готово к нововведениям, — говорит Сергей Ефремов. — По нашим подсчетам, введение электронных полисов страхования сократит стоимость работ, связанных с реализацией полиса, для страховых компаний не менее чем на 15%, но главное — в значительной степени повысит качество и оперативность предоставления услуги для страхователей». Сама СГ МСК технологически готова к работе с электронными полисами и располагает необходимым программным обеспечением.
Участники рынка не могли обойти вниманием и недавнюю инициативу Минкультуры РФ по созданию перестраховочного пула для обеспечения финансовой ответственности туроператоров в сфере выездного туризма и поручение премьера Дмитрия Медведева отраслевым ведомствам разработать соответствующие предложения к середине лета.
«Этот вопрос очень дискуссионный, — считает Дмитрий Юрьев. — Обеспечение финансовой ответственности туроператоров перед клиентами имеет высокую социальную значимость. Создание страхового и перестраховочного пула — лишь один из вариантов решения задачи. В этой ситуации следует тщательно проанализировать преимущества и недостатки всех путей, прежде чем сделать окончательный выбор».
Наталья Харина уверена, что данное предложение позволит увеличить емкость рынка и прибавит уверенности добросовестным страховщикам. Но для этого, по ее словам, нужно выработать единый стандарт оценки рисков. Конечно, далеко не все страховщики захотят работать по новым жестким требованиям, в том числе в части аудита финансовой стабильности туроператора и проверки менеджеров, управляющих этим бизнесом. Пул не даст возможности проводить страхование по явно заниженным тарифам, а это значит, что у компаний будут правильно сформированы страховые резервы. Это позволит избежать ситуации, аналогичной банкротству СК «Инногарант», которая не смогла выполнить обязательства по страховому возмещению в полном объеме перед клиентами компании «Капитал-тур».
По мнению директора департамента комплексного страхования путешественников СК «Либерти Страхование» Ольги Замаруевой, создание пула действительно сделает жизнь страховщика крупного туроператора спокойнее и гарантирует туристу выплату возмещения по договору страхования. «Если создание перестраховочного пула будет утверждено и участие в нем станет необходимым условием для возможности продолжать работу на рынке страхования ответственности туроператоров, то, безусловно, мы вступим в пул, — говорит Ольга Замаруева. — Но для нас и наших клиентов важно знать условия подобного участия, поскольку мы предполагаем, что изменения приведут к увеличению тарифов и принятию на себя рисков по туроператорам, которых мы в добровольном порядке не приняли бы на страхование».
Впрочем, идея пула не получила пока всеобщей поддержки. Как сообщил «Профилю» заместитель директора департамента личного страхования СК «Согласие» Михаил Челпанов, на днях президиум Всероссийского союза страховщиков не одобрил создания пула, предусматриваемого законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования туристской деятельности».
В ВСС считают, что законопроект не отвечает интересам страхового сообщества. За изъятие из проекта нормы, вводящей необходимость создания перестраховочного пула, выступили также и представители Минфина РФ и ФАС. Говорить об окончательном решении пока рано, обсуждение продолжается.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Наталья Харина, руководитель департамента личных видов страхования СГ «Уралсиб»:
«Стоит учитывать, что стандартного страхового покрытия в $15 тыс. зачастую недостаточно для оказания помощи при серьезных травмах и заболеваниях. Турист экономит несколько долларов на покупке полиса, но при наступлении страхового случая его близкие вынуждены искать крупную сумму сверх страхового лимита. Мое мнение — дополнительные риски страховать просто необходимо. К примеру, наша страховая компания предоставляет наиболее полный комплекс страховых услуг для комфортной поездки за рубеж. Клиенты СГ «Уралсиб» получают страхование медицинских расходов, включая транспортировку в лечебное учреждение, госпитализацию, хирургические операции и экстренную стоматологическую помощь, а также страхование от несчастных случаев, задержки рейса, отмены и прерывания поездки, утери багажа и спортивные травмы. Причем полис можно приобрести в нашем интернет-магазине, в любом центре продаж компании или у ее агента даже в день отъезда».
Дмитрий Юрьев, главный специалист отдела развития личного страхования СК «Транснефть»:
«Расширить страховое покрытие, то есть перечень неприятных ситуаций, от которых вы будете застрахованы за границей, можно в различных направлениях. Наибольшей популярностью пользуется опция по страхованию от несчастных случаев при занятиях спортом, в основном экстремальными видами, такими как горные лыжи, прыжки с парашютом, полеты на параплане, занятия дайвингом. Расходы на медицинские услуги по ним не включены в стандартный страховой полис, дабы не удорожать его для тех, кто далек от экстрима. Стандартная страховая программа имеет определенный лимит на оплату стоматологической помощи, которого может не хватить в серьезных случаях. Возможно, при выезде за рубеж стоит расширить программу за счет увеличения этого лимита. Следует поинтересоваться и дополнительными возможностями приобретения лекарств за рубежом, если перечень в стандартной программе покажется недостаточным. Помимо этого можно застраховать риски утери багажа, возникновения непредвиденных юридических расходов, услуг адвоката. Можно также застраховаться от невыезда. Допустим, вы купили тур, но по каким-то причинам не использовали его, например, не получили визу. Тогда страховщик компенсирует определенный процент от стоимости тура».
29.05.13 Профиль profile.ru
Последние комментарии