22 мая 1716 года в Филадельфии был продан первый страховой полис
«Мне нужна была выпивка, мне нужна была хорошая страховка», — говорит Филип Марлоу, частный сыщик из Лос-Анджелеса, главный герой детективов американского писателя середины XX в. Рэймонда Чандлера. О страховке тут говорится как о чем-то совершенно обыденном — вроде закуски. Действительно, страхование настолько прочно вошло в наш быт, что и шагу не ступишь без соответствующих полисов на все случаи жизни.
В Соединенных Штатах более шести тысяч компаний заняты этим бизнесом. Сумма первичных взносов превышает 400 миллиардов долларов в год.
Можно относиться к страховым фирмам с недоверием и даже подозрительностью, но никуда не деться от того факта, что их деятельность уменьшает риск существования в нашем ненадежном и опасном мире. Помните поговорку: «Знать бы, где упадешь, соломку бы подстелил»? Страхование изначально было призвано сыграть роль такой «соломки», смягчающей удары судьбы.
Говорят, впервые концепция разделения финансового риска еще в древности пришла в голову китайским купцам, которые перевозили свои товары по реке Янцзы. Чтобы уменьшить ущерб от бурь, пиратов и прочих превратностей фортуны, торговцы договаривались пользоваться флотом сообща и распределять грузы малыми партиями в разных караванах: если затонет или будет разграблено одно судно, остается шанс, что другие доплывут целыми и невредимыми.
Поиски разнообразных схем страхования бизнеса велись повсюду. Еще в Древнем Вавилоне действовал закон, по которому в случае, если купца грабили, горожане обязаны были из собственных ресурсов возместить убытки.
На греческом Родосе торговцы брали деньги в долг для оплаты морских перевозок. Если плавание заканчивалось благополучно, заимодавец оставался в барыше: он получал всю сумму долга плюс хорошие проценты. Но если корабль тонул, все долги списывались.
В эпоху раннего христианства римские легионеры создавали своего рода страховой фонд на похороны: они отчисляли определенную сумму, и в случае гибели каждому гарантировалось пышное погребение. Поскольку легионы были многочисленными, взнос устанавливался небольшой, и всем было удобно — и живым, и мертвым. По-видимому, это был первый в истории «общак».
Страхование в форме, более или менее близкой к тому, что мы видим сегодня, появилось в ХVII веке в Лондоне. Речь идет о знаменитом «Ллойде». Поначалу все выглядело более чем скромно. Лишь значительно позже появился международный гигант, в котором страхуется все — начиная от хорошенькой ножки кинозвезды и кончая запусками космических ракет.
А родоначальник компании Эдвард Ллойд даже не создавал какую-то специальную структуру, просто кофейня, которой он владел, оказалась в нужном месте — по соседству с лондонскими доками. И посетители — судовладельцы, негоцианты, инвесторы — сочетали приятное с полезным: потягивая индийский кофе и попыхивая трубками, набитыми манильским табаком, заключали сделки, извлекая порой выгоду из капризов морской стихии.
Англичане же были пионерами и в другом виде страхования — от ущерба, причиненного огнем. Первая такая компания была основана в Лондоне в 1667 году, год спустя после известного опустошительного пожара, который уничтожил почти полторы тысячи зданий и лишил крова около 200 тысяч горожан.
В Новом Свете британцы также пытались сохранить монополию в страховом деле. Так что первые полисы на американском континенте в начале ХVIII века выдавали уполномоченные двух лондонских корпораций — London Assurance и Royal Exchange.
Считается, что самый первый полис был выписан в Филадельфии 22 мая 1716 года. Колонистам вести самостоятельно дела в этой сфере было не под силу: не хватало ни денег, ни знаний. К примеру, «местное» товарищество по взаимному страхованию от огня, возникшее в 1735 году в Чарльстоне, Южная Каролина, вскоре обанкротилось после сильного пожара.
Первое по-настоящему успешное предприятие в этой области организовал в 1752 году Бенджамин Франклин. Настолько успешное, что оно существует и по сей день. У «отца американской демократии» была уверенная хватка. За что бы он ни брался, выходило основательно и надежно, будь то Конституция Соединенных Штатов или страховое товарищество.
Его компания называлась тогда «Филадельфийское общество на паях для страхования от потерь домов при пожарах» («The Philadelphia Contributionship for the Insurance of Houses from Loss by Fire»). Первоначально компания продавала полисы сроком на семь лет на весьма выгодных условиях: если за срок действия полиса вы не погорели, все уплаченные деньги компания возвращала.
Условия страхования с тех пор, конечно, изменились, но эта компания здравствует и поныне под чуть сокращенным историческим наименованием — The Philadelphia Contributionship. Она по-прежнему страхует домовладельцев в Пенсильвании, Делавэре и Нью-Джерси. Так что если попадется вам такое название, отнеситесь с почтением — все-таки детище самого Франклина!
Таким образом, этот разносторонний ученый, изобретатель, политик, дипломат оказался родоначальником страхового бизнеса в Америке. Как, впрочем, и других важных начинаний: организовал первую в стране библиотеку, учредил Американское философское общество, собирал деньги в пользу первого госпиталя.
Однако при всем своем пылком воображении он едва ли мог представить себе, что из его филадельфийского противопожарного товарищества за какие-нибудь два столетия вырастет гигантская система, которую обслуживает целая армия врачей, юристов, финансовых консультантов, компьютерных специалистов, математиков, вооруженных теoрией вероятности и современной технологией.
Сегодня республика, для которой он вместе с единомышленниками писал Декларацию Независимости, стала страной тотального страхования — страхуется буквально все.
Ральф Нейдер — неоднократный, но малоуспешный кандидат в президенты, известный в Америке защитник интересов потребителей — не обошел вниманием и страховое дело. В соавторстве с Уэсли Смитом он написал книгу «Выигрывая в страховой игре» — этакую «библию» для потребителя страховок.
Да, бесспорно, это игра, порожденная стремлением уменьшить риск от многочисленных опасностей и случайностей, но и сама по себе достаточно рискованная. Выигрыш не гарантируется. Однако, не участвуя в ней, можно оказаться в еще большем проигрыше. Такой уж получается парадокс, и он гарантирует страховому бизнесу бессмертие.
22.05.13 Московский комсомолец mk.ru
Вот так Франклин! Большое ему спасибо за то, что у меня сейчас есть хорошая и надежная работа! 🙂