Как подлечиться без лишних трат, если «прихватило» на отдыхе [в России и за границей]
«СОЛНЦЕ ИЛИ КОШЕЛЕК»
— На майские праздники я полетела отдохнуть в Арабские Эмираты, и на второй день слегла с солнечным ударом, — рассказывает читательница «КП» Елена. — Менеджер отеля любезно предложил вызвать их собственного доктора — мол, так будет гораздо быстрее, и я согласилась, рассчитывая, что оплату компенсируют по страховке. Врач выписал гору лекарств, поскольку, по его словам, при акклиматизации могут обостриться еще и хронические болезни…
В общем, Лена «попала» почти на 200 долларов, а по возвращении получила в страховой компании от ворот поворот.
— К сожалению, это частая ошибка туристов, — сочувствует эксперт по защите прав потребителей адвокат Дмитрий Лесняк, — Шансы «выбить» деньги из страховой в таких случаях действительно близки к нулю. В чем же подвох?
Вот несколько важных советов, что нужно делать, если в отпуске понадобилась медпомощь:
1. Набрать телефон страховой
Запомните: если вам или кому-то из спутников стало плохо в поездке за границей, первым делом нужно набрать телефон страховой компании, указанный в полисе медстрахования для выезжающих за рубеж. Кстати, нередко там указываются местные номера, на которые можно бесплатно позвонить с ресепшена гостиницы. «Если вы сразу начали звонить со своего мобильного, не воспользовавшись бесплатным звонком с ресепшена, то стоимость дорогих переговоров в международном роуминге страховщики, как правило, не компенсируют», — предупреждает адвокат Лесняк.
2. Экономим на лекарствах
Итак, врача обязана прислать страховая компания — только в этом случае его визит оплачивается по страховке. Пациенту должны выдать квитанцию и медицинское заключение с диагнозом. Будьте внимательны: здесь тоже случаются курьезы, выходящие боком туристам! «Когда я заболел в Египте, местный врач выдал документы, написанные сразу на русском языке — чтоб быстрее и легче страховку получить, а в итоге я остался с носом», — жалуется на одном из форумов отпускник Дмитрий. Оказывается, документация, подтверждающая страховой случай (то есть болезнь, визит доктора и соответствующие траты), должна быть оформлена по правилам той страны, где произошло ЧП. То есть записи на русском будут совершенно не в кассу и лишат вас компенсации расходов.
А вот если с бумагами все в порядке, то можно также вернуть свои деньги, потраченные на лекарства. Для этого названия препаратов должны быть указаны в рецепте или перечислены медзаключении, выданном врачом. Также нужно приложить аптечные чеки. «За границей, особенно в Европе, в чеках часто не печатаются названия лекарств, так что просите фармацевта или администратора аптеки вписать конкретные препараты и заверить аптечной печатью», — подсказывает адвокат Лесняк.
ВОПРОС-РЕБРОМ
3. Что делать, если страховщик не спешит помогать
В такой, увы, нередкой ситуации, оказался сам автор этого материала. Прошлым летом я тяжело заболела в Марокко, температура зашкаливала, началось обезвоживание организма, а диспетчер страховой компании просил потерпеть до прихода доктора несколько часов (дело было в 4 утра). Тут уж, конечно, было не до экономии, и мы вызвали отельного доктора. «В таких экстренных случаях — когда состояние очень тяжелое, а страховщик не обеспечивает немедленного приезда врача, вы имеете право обратиться к доктору самостоятельно, а потом требовать компенсации своих расходов», — поясняет адвокат Дмитрий Лесняк.
Для этого нужно собрать документы: квитанция, медзаключение, а также подтверждения, что состояние пациента было критическим и страховщик не гарантировал своевременную медпомощь. На практике это обычно подтверждают свидетели — спутники туриста, также можно попросить написать показания сотрудников администрации отеля.
Кстати, по возвращении не пропустите сроки обращения за компенсацией! Они указываются в правилах страхования каждой компании и составляют порядка 30 дней.
4. Если в отпуск приехал уже больным
— Я уже купила путевку в Геленджик, но вдруг обострился хронический панкреатит — теперь думаю: во сколько мне «влетит» помощь врачей, если на юге случится сильный приступ? — переживает посетительница сайта kp.ru Ирина. И размышляет: может, взять полис ОМС (обязательного медстрахования) — вдруг поможет?
Отвечаем: поможет! По закону «Об обязательном медицинском страховании» полис сейчас действует в любой точке России независимо от того, в каком регионе он выдан. Это значит, что отпускник может смело обращаться в местную поликлинику, если приболел, и даже лечь в больницу, если понадобится срочная госпитализация. Если «футболят», сразу же звоните на «горячую линию» местного фонда обязательного страхования, координаты фондов в разных регионах найдете на сайте ffoms.ru
Кстати, вам должны оказать медпомощь, даже если полиса ОМС при себе не окажется — достаточно предоставить название страховой компании и реквизиты: номер и дату выдачи. Так что сохраните эти данные в записной книжке.
СОВЕТЫ ЗАЩИТНИКА ПРАВ ПАЦИЕНТОВ
5. Не приезжает «03» — набирайте «02»
С начала этого года, как известно, изменился порядок финансирования «Скорой помощи» — теперь вызов бригад «03» оплачивается из Фонда ОМС. Однако это ни в коем случае не значит, что экстренная медпомощь оказывается бесплатно только тем, у кого есть полис.
Любой человек, в том числе иностранец, находящийся на территории России, имеет право на бесплатную и безотлагательную помощь медиков при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих жизни, — поясняют в Федеральном Фонде обязательного медицинского страхования. Причем, Скорая обязана выехать по любому адресу, где бы ни оказался больной: в дачном поселке или даже в лесу, на пляже и т.д.
— Если по вашему звонку диспетчер отказывается высылать бригаду, напомните ему, что речь идет об оставлении пациента в опасности, а это уголовная статья, — советует президент Лиги пациентов юрист Александр Саверский. — Нередко такая «промывка мозгов» срабатывает, и Скорая быстро приезжает. Кстати, по нынешним правилам бригада «03» должна прибыть не позднее чем через 20 минут.
Если же диспетчер продолжает «футболить», стоит действительно позвонить в полицию. Набрав «02» сообщите, что пациента оставляют без экстренной помощи в состоянии, опасном для жизни, и просите срочно принять меры.
Для справки: бездействие медиков подпадает под статью 124 УК РФ «Неоказание помощи больному» и статью 125 «Оставление в опасности».
КСТАТИ
Не забудьте о прививках
Если вы планируете провести отпуск в странах Африки или Южной Америки, не забудьте сделать прививку от желтой лихорадки. Эта болезнь относится к числу особо опасных, смертность от нее доходит до 60%, поэтому каждый год Всемирная организация здравоохранения публикует список государств, где высок риск подхватить лихорадку. Перечень на этот год — на сайте ВОЗ who.int
Иммунитет против желтой лихорадки вырабатывается в течение 10 дней, поэтому позаботиться о прививке нужно минимум за две недели до поездки.
Также туристам рекомендуют принимать специальные обеззараживающие таблетки для профилактики малярии. Риск подцепить эту неприятную болезнь высок в Африке, Индии, Индонезии, Малайзии, во Вьетнаме и на Шри-Ланке.
20.05.13 Комсомольская правда kp.ru
Полисом страхования жизни и здоровья ВЗР туристов не покрываются стоматологические услуги. Я как раз недавно отдыхал в Турции и просто не успел заехать к своему стоматологу перед отъездом, т.к. он тоже ушел в отпуск. Мой стоматолог мне порекомендовал взять с собой обезболивающее средство на всякий случай. Слава Богу, что такой случай не наступил, т.к. гид в отеле мне сообщил, что случай зубной боли не покрывается страховым полисом. Мне придется или принимать обезболивающее, или ехать к местному стоматологу за свои деньги, а это дороже, чем в Москве! Также турецкий гид сказал, что турецкие стоматологи, мягко говоря, не очень профессиональные врачи 🙂 Так что лечите зубы перед отпуском заранее!