С момента введения закона об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов (ОСОПО) прошло больше года, однако промышленники так и не смирились с необходимостью покупать страховку. Промышленное лобби до сих пор ищет схемы вывода объектов из-под действия закона. Огорчение страховщиков по этому поводу пока компенсируется доходностью этого бизнеса.
По данным Национального союза страховщиков ответственности (НССО), за 2012 год было заключено 219 тыс. договоров страхования опасных производственных объектов (ОПО), не считая страхования лифтов, эскалаторов, а также опасных объектов, находящихся на обеспечении государственного и муниципальных бюджетов — они подлежат обязательному страхованию с января 2013 года. Сборы за 2012 год составили 9,025 млрд руб., при этом уже подтвержденная оценка объема выплат, исходя из количества и последствий наступивших страховых событий, составляет порядка 2,753 млрд руб., то есть примерно треть от премий. Из-за аварий на опасных объектах в прошлом году МЧС переселило порядка 7 тыс. человек. Все расходы по переселению должна покрыть страховка ОСОПО.
«Основной пик по сборам (около 33% от показателей по 2012 году) пришелся на март прошлого года, при этом сборы за первый квартал достигли 60% от всей страховой годовой премии»,— отмечает директор департамента развития корпоративного бизнеса блока корпоративных продаж СГ МСК Наталья Вараксина. Мартовская активность не случайна — с апреля начала действовать система штрафов. Однако Ростехнадзор оставил без ответа запрос «Ъ» о сумме и количестве наложенных штрафов.
«Главным итогом можно считать то, что потерпевшие получили реальные выплаты,— считает замглавы управления страхования ответственности «Ингосстраха» Андрей Копыток.— Много их или мало и как это сопоставляется со сборами страховщиков, говорить по итогам первого года реализации закона некорректно». Из-за того, что вид слишком специфичен, у страховщика может не быть крупных убытков несколько лет подряд, а на следующий год случится катастрофа, которая задействует все резервы, накопленные за предыдущие годы. «Мы можем оперировать цифрами только по тому вреду, который был заявлен в страховые компании в 2012 году: страховщики выплатили около 70 млн руб., при этом еще столько же будет выплачено в 2013 году по заявленным в 2012 году убыткам. Наша компания получила в 2012 году претензии от пострадавших на общую сумму около 7 млн руб.»,— говорит Наталья Вараксина из СГ МСК.
Страховщики жалуются на нежелание промышленников страховаться. Как рассказал «Ъ» зампред правления СОГАЗа Николай Галушин, «существенными проблемами рынка в 2012 году явились уклонисты, а также объединение групп объектов в один». Как пояснили «Ъ» в Ростехнадзоре, по закону идентификация опасных производственных объектов при регистрации в госреестре осуществляется эксплуатирующими организациями самостоятельно. «Если «объединенный» опасный производственный объект соответствует критериям идентификации, установленным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и соблюдена установленная процедура его регистрации, такие действия владельцев опасных производственных объектов являются абсолютно законными»,— говорит пресс-секретарь «Ростехнадзора» Юлия Непоседова.
Для большинства страховых компаний итоги 2012 года по ОПО оказались позитивными. Так, у СОГАЗа сборы составили более 1,5 млрд руб., размер заявленных убытков по состоянию на конец года — порядка 80 млн руб., а выплаты составили более 27 млн руб. Несмотря на то что пока текущая убыточность вида невелика, в будущем картина может немного измениться. Как подчеркивают в НССО, не все выплаты за 2012 год еще произведены. Дело в том, что при наступлении страхового случая на опасном объекте расследование обстоятельств ЧП может длиться довольно долго (срок исковой давности до трех лет), поэтому оперативно оценить ущерб просто невозможно. Таким образом, информация о страховых случаях, которые произошли летом прошлого года, может попасть к страховщикам только сейчас. В целом представители страховых компаний отмечают, что потерпевшие от событий, происшедших в 2012 году, пока не активно заявляют претензии.
Косвенно об уровне убыточности можно судить по ранее действовавшему в части страховки закону о промбезопасности. «Если обратиться к практике работы нашей компании по страхованию ответственности владельцев опасных объектов еще в добровольной форме в соответствии с законом N116-ФЗ, то уровень выплат в отдельные годы достигал у нас 65%»,— заявил «Ъ» замгендиректора по урегулированию убытков страховщика «Транснефть» Сергей Митин.
Переоценка ценностей
Страховщики возлагали большие надежды на данный вид страхования, полагая, что он станет таким же генератором сборов, как и ОСАГО. Однако уже через год работы на этом рынке компаниям пришлось пересмотреть перспективы. «Потенциал рынка ОСОПО однозначно был переоценен на старте проекта минимум на 60%,— уверена исполнительный вице-президент «Ренессанс Страхования» Наталья Карпова.— Прогнозы по сборам постепенно снижались с 30 млрд до 15 млрд руб. Кроме того, в большинстве случаев премия по договору ОПО оплачивается по безналичному расчету в отличие от ОСАГО, поэтому говорить о генерации наличных средств не приходится»,— подчеркнула она.
«Генератором денежного потока ОСОПО не станет, объемы этого рынка примерно в десять раз ниже ОСАГО (по данным ФСФР, на «опасников» приходится около 9 млрд руб. сборов, на ОСАГО — более 110 млрд руб.— «Ъ»),— разъясняет заместитель генерального директора «ВТБ Страхования» Алексей Володин.— Безусловно, закон способствовал развитию отрасли. Но рынок ожидал дополнительных 20-23 млрд руб. сборов в год, а по факту получилось в два раза меньше».
Несоответствие реальности ожиданиям страховщики объясняют рядом причин. Во-первых, прогнозы по оценкам ОСОПО формировались по рынку в целом, но на деле бюджетные организации из итоговых сборов выпали, поскольку они начинают страховаться только с 1 января 2013 года. Во-вторых, некоторые группы объектов (к примеру, трансформаторные подстанции) были выведены из категории опасных производственных объектов, подлежащих регистрации в Ростехнадзоре. Соответственно, обязанность страхования у владельцев таких объектов отпала.
Кроме того, предприятия, чтобы не покупать полис обязательного страхования, стали активно снимать с учета в Ростехнадзоре объекты, которые ими фактически не эксплуатируются (законсервированные, разобранные, утилизированные и т. п.). В результате снизилось количество объектов, попадающих под страхование. Одновременно, как отмечает замглавы управления страхования ответственности опасных объектов «Альянса» Сергей Дедов, начался процесс «укрупнения» опасных объектов. То есть несколько объектов с одним технологическим процессом объединяются. Это в итоге уменьшает страховую премию.
Все эти факторы привели к путанице, и точного числа ОПО, подлежащих обязательному страхованию, в официальных данных не существует. При оценке рынка можно опираться только на экспертные расчеты. На конец октября прошлого года всего насчитывалось 339 тыс. ОПО, подлежащих страхованию, из них до 15% принадлежат государству или муниципалитетам.
«Беззащитные» гособъекты
Страховые компании и НССО заявляют, что большинство бюджетных организаций оказалось не готово к обязанности страховаться с 1 января 2013 года. В бюджете ряда государственных и муниципальных предприятий не оказалось запланированных средств на новый вид страхования. При этом, как отмечает Андрей Копыток, полис не может быть выдан раньше уплаты страховой премии или первого страхового взноса.
Тем временем гособъекты последний на этом рынке ресурс для роста сборов. «Есть, конечно, еще потенциал в части незастрахованных объектов — пока охват страхованием составляет только порядка 65%, но однозначно оценить потенциал оставшихся 35% сейчас непросто,— говорит Алексей Володин.— Не стоит забывать, что в перспективе объемы рынка будет тянуть вниз скидка за безубыточность, которая в 2013 году по многим объектам будет уже 30%. И если, например, в ОСАГО есть регулярный прирост объектов страхования за счет продажи новых автомобилей, то в ОПО говорить о такой же ситуации не приходится». По оценкам компаний, рынок в 2013 году вырастет на 7-10% за счет государственных владельцев ОПО. «В этом году объем рынка, несомненно, увеличится,— говорит директор департамента по страхованию имущественных рисков и ответственности СГ «Уралсиб» Мария Барсова.— Но корректные промежуточные итоги можно будет подводить только после третьего квартала». Ее прогноз самый оптимистичный на рынке — около 30% прироста сборов.
На текущем же рынке, по признанию самих страховщиков, отмечается нездоровая конкуренция. Так как условия определены законом и одинаковы у всех, часто конкурс выигрывает тот, кто просто первым успевает подать документы. «При этом такие критерии, как надежность, финансовая устойчивость страховой компании, скорость выплаты страхового возмещения, практически не учитываются»,— сетует Наталья Карпова.
В свою очередь, представители опасных объектов комментировать тему страхования под запись отказываются. Из более чем 20 опрошенных «Ъ» промышленных, энергетических и строительных компаний официальный ответ дала только пресс-служба «Русала», сообщив, что компания действует в полном соответствии со страховым законодательством. Источник в крупной энергетической компании на условиях анонимности сообщил «Ъ», что ЧП на производстве случаются чаще, чем о них пишут в СМИ, и обычно урегулируются внутри компаний с использованием собственных резервных средств.
По словам промышленников, учитывая фактический уровень износа оборудования, страховка выходит слишком дорогой. По словам замгендиректора «Эксперт РА» Павла Самиева, его агентство в свое время тоже сталкивалось с нежеланием промышленников комментировать вопросы, связанные со страхованием опасных объектов. «Сложно сказать, с чем это связано, но это факт,— говорит он.— Единственное, чего мы смогли добиться, это комментарии вроде «это еще один налог» и «бесполезная трата денег»». «Со стороны ТПП и РСПП поступает много критики, но пока нет ни одного конструктивного предложения, поэтому их заявления воспринимаются скорее как популистские»,— отмечает эксперт.
11.04.13 Коммерсант kommersant.ru
Это хорошо, когда у компании есть собственные средства для того, чтобы урегулировать последствия аварии на производстве. А если таких средств нет? Что тогда делать? Придется тянуть с устранением последствий аварии? Потом тянуть с налаживанием производственного процесса, подставляя тем самым заказчиков, которые надеются получить свои заказы в срок. Чтобы у производителя не было таких вот проблем, а точнее будет сказать, чтобы производитель смог компенсировать финансовые потери от возможных проблем на производстве и ввели обязательный вид страхования опасных производственных объектов. Это как ОСАГО, только на производстве.