Крупнейшая российская страховая компания «Росгосстрах», имеющая более 15 миллионов клиентов по ОСАГО, продает теперь полис ОСАГО без положенных скидок за безубыточность и только «в комплекте» с добровольной страховкой, либо дополнительными услугами, хотя это противоречит законодательству, свидетельствуют результаты расследования, проведенного агентством «Прайм».
Информация о том, что «Росгосстрах» отказывается продавать своим клиентам только страховку ОСАГО, а также перестал применять скидки за безубыточность, появилась в сети интернет на различных форумах и сайтах о работе страховых компаний. Корреспонденты агентства «Прайм» под видом потенциальных клиентов обзвонили порядка 10 различных отделений «Росгосстраха» в Москве и убедились, что купить в компании только полис ОСАГО без других допуслуг невозможно.
Во всех отделениях озвученная менеджером стоимость полиса превышала рассчитанную на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) цену для определенной модели автомобиля и категории водителей. При этом, продавцы «Росгосстраха» всегда сообщали, что теперь «Росгосстрах» продает полис в комплекте, который помимо ОСАГО, включает еще страхование водителя от несчастного случая. А стоимость этой добровольно-обязательной страховки в различных офисах разнилась от 1000 до 1250 рублей.
ТОЛЬКО ОСАГО НЕВОЗМОЖНО
Согласно расчетам «Росгосстраха», стоимость ОСАГО для двухлетнего автомобиля с мощностью в 180 лошадиных сил для водителя из Московской области с более чем трехлетнем стажем составляет 6636 рублей. Расчет на сайте РСА при базовом коэффициенте бонус-малус (кбм- учитывает убыточность клиента- ред.) равным 1 выдает сумму в 5385 рублей.
В одном из офисов корреспонденту «Прайм» сообщили, что с этого года стоимость ОСАГО подорожала, потому что изменились правила страхования. «Расширение плюс 200 тысяч еще по жизни и здоровью добавилось», — уточнил менеджер.
При этом, на вопрос, можно ли купить только ОСАГО, он ответил: «Голое» ОСАГО уже не продаем…Только ОСАГО в данный момент, можно сказать, не бывает. Идет комплексное страхование клиентов». Фразу о комплексном страховании клиентов или о страховании ОСАГО в пакете твердили во всех офисах.
БЕЗУБЫТОЧНОСТИ БОЙ
Стоит отметить, что даже без «вшитого» в полис ОСАГО страхования от несчастного случая, цена страховки в «Росгосстрахе» всегда превышала текущую стоимость полиса, а ведь за каждый год безубыточной езды положена скидка в 5%.
Как выяснилось, всем клиентам, как своим (убыточность которых «Росгосстрах» может проверить в своей информационной базе), так и чужим из других компаний при расчете страховки «Росгосстрах» присваивает кбм на уровне 1.
«ОСАГО подорожало за счет того, что убрали скидки», — прямо сказал один из менеджеров компании. При этом, сотрудники компании в основном объясняли обнуление скидок изменением законодательства и запуском единой базы данных Российского союза автостраховщиков.
«В связи с тем, что как раз появляется эта база РСА, сейчас скидки не даем, потому что эта база формируется, у всех (скидки) обнулились, грубо говоря», — сказал другой продавец «Росгосстраха». Кроме того, часто звучала информация о том, что база РСА недоступна и поэтому всем ставится кбм 1.
Клиентам «Росгосстраха» в случае несогласия приобрести пакетное ОСАГО с кбм равным 1, сотрудники компании предлагали получить в самом же «Росгосстрахе» справку о безубыточности и пойти страховаться в другую компанию. Хотя это происходило не всегда. Некоторые менеджеры уверяли, что скидки за безубыточность отменили во всех страховых компаниях, а не только в «Росгосстрахе».
«Сейчас таким образом работают все, абсолютно все страховые компании, если конечно они не хотят потом лишиться своей лицензии на страхование», — уверял один из продавцов «Росгосстраха». «Если они (другие страховщики – ред.) вам делают скидку, то они, скорее всего, делают ее вам незаконно», — утверждал он.
В качестве оригинального объяснения отмены скидок можно выделить следующее. «ОСАГО подорожало за чет того, что убрали скидки… Связано это с тем, что… в сентябре выплаты, которые будут происходить по ОСАГО, будут 400 тысяч на одну машину, 500 – на две и выплаты будут без учета износа… Какое еще есть преимущество – чинить свое транспортное средство вы сможете в своей компании…», — сказал один из менеджеров.
Надо отметить, что часть этих «благ», которые якобы должны посыпаться на клиента в сентябре, является поправками в закон об ОСАГО, которые Госдума только планирует рассмотреть в первом чтении 19 апреля.
РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ
Лишь один сотрудник «Росгосстраха» среди причин роста цен на ОСАГО и его «укомплектованности» назвал указание руководства.
«Так распорядилось у нас руководство… К данному моменту вот так…. У нас распоряжение, что …мы считаем с коэффициентом 1», — отметил он и признался, что такая ситуация отпугивает клиентов. «Конечно, у нас много проблем и жалоб от клиентов, и постоянных в том числе. Но мы люди подневольные и ничего в данном случае сделать не можем. Оно (руководство – ред.) распорядилось так», — добавил он.
В самом «Росгосстрахе» утверждают, что компания действовала и действует в соответствии с законодательством РФ. «В этой связи, если вы столкнулись с нарушением данного законодательства сотрудниками компании, просим направить в компанию соответствующее заявление с подробным описанием каждого конкретного случая. В компании будет проведено внутреннее расследование, по результатам которого будут приняты соответствующие решения и направлены уведомления», — говорится в официальном комментарии пресс-службы компании на запрос, почему компания не продает только ОСАГО и обнулила скидки за безубыточность.
Между тем, в распоряжении агентства «Прайм» есть две внутренние презентации «Росгосстраха» – одна для менеджеров отдела продаж, вторая – для агентов. Так агентам рекомендовано с начала разговора ставить клиента в известность, что ОСАГО теперь продается исключительно в пакете и предлагать на выбор разные варианты. В качестве «довеска» может выступать полис «Фортуна авто» (это и есть вышеупомянутое страхование от несчастного случая), либо диагностическая карта, либо полис мультидрайв, либо карта Российского автомобильного товарищества. В презентации также отмечается, что договоры необходимо заключать с кбм=1.
В презентации для агентов подчеркивается, что при продаже ОСАГО с кбм=1 увеличение страховой премии составляет от 300 до 2800 рублей.
В презентации для менеджеров отдела продаж отмечается, что итоговая средняя страховая премия по ОСАГО+ доппродукты должна быть не менее установленного для подразделения норматива. При этом подчеркивается, что «если клиент не готов приобрести ОСАГО на наших условиях, вежливо отказываем в оформлении». Стоит отметить, что договор ОСАГО является публичным и страховщик не имеет право отказать в его заключении.
Примечательно, что в обеих презентациях приводятся варианты отработки возражений клиентов на высокую стоимость полиса ОСАГО, отмену скидки за безубыточность и отказа от покупки полиса НС. Корреспонденты «Прайма» убедились, что продавцы активно используют приведенные в презентациях аргументы на практике.
РЕАКЦИЯ ГОСОРГАНОВ
Агентство «Прайм» обратилось за комментариями по сложившейся ситуации в Федеральную антимонопольную службу и Федеральную службу по финансовым рынкам.
«В ФАС поступают жалобы на компанию «Росгосстрах», что при покупке полиса ОСАГО навязывается страхование от несчастных случаев, либо сотрудники компании или агенты говорят о том, что они не будут продавать полисы без заключения дополнительного соглашения», — сказали «Прайму» в ведомстве.
«Мы направили соответствующий запрос в «Росгосстрах». Кроме того, поскольку содержится указание на навязывание и на отказы, мы направили соответствующую жалобу в Роспотребнадзор и ФСФР», — отметили в ФАСе.
По словам представителя службы, «Росгосстрах» должен предоставить ответ на запрос ФАС до 13 мая. «В зависимости от того, что они ответят, ФАС будет предпринимать какие-то шаги», — сказали в ведомстве.
«Отказ в заключении договоров ОСАГО неправомерен. ФСФР России рассмотрит материалы, которые поступят в службу из других ведомств, в частности ФАС, и, при необходимости, запросит дополнительную информацию в Росгосстрахе», — сообщили агентству «Прайм» в ФСФР.
17.04.13 Прайм 1prime.ru
Мне не совсем понятно, почему люди все-равно идут заключать договор в Росгосстрах, если там навязывают свои условия, которые даже противоречат нашему законодательству. Какие проблемы? Идите в любую другую страховую компанию и вам сохранят все ваши скидки и не станут навязывать заключение дополнительных договоров. Понятно, что в некоторых регионах присутствует только Росгосстрах, но ведь не везде! Как только люди побегут из Росгосстраха, в этой компании сразу же изменят условия страхования в пользу клиентов! У нас ведь свободная конкуренция…