Основная опасность
На сегодняшний день каждый из этапов логистической цепочки в алкогольной промышленности представляет собой определенные риски для потребителя. Компоненты конечной продукции, реализуемой производителем, такие как, например, бутылки, пробки, спиртовые добавки – могут изготавливаться разными юридическими лицами, поставляться с разных концов света. Соответственно, возникает вопрос: есть ли у производителя на предприятии должная система контроля качества продукции? Как показывает практика, причина многих рисков заключается в том, что производитель полагается, как правило, исключительно на такие доказательства контроля качества поставщиков, как сертификаты, лицензии и т.д., а это, к сожалению, не всегда отражает реальное состояние систем контроля качества соответствующих субъектов, и является гарантией отсутствия убытков.
О каких рисках мы говорим:
1. Причинение вреда жизни и здоровью вследствие возникновения аллергических реакций.
2. Попадание в продукцию различных инородных тел на этапе обработки и производства. Для алкогольной продукции основной причиной убытков, как правило, является попадание сколов от бутылок в содержимое.
3. Ненадлежащая упаковка, маркировка.
4. Отравление и заражение продукции – попадание различных бактерий.
5. Другим риском является злоумышленная порча товара (как со стороны третьих лиц, так и со стороны работников предприятия), которая приводит к причинению вреда третьим лицам, либо создает такую угрозу.
Страховая компания AIG разработала комплексную программу страхования предприятий–производителей алкогольной отрасли, которая включает такие виды страхования, как страхование имущества, грузов, машин, а также страхование ответственности товаропроизводителя, страхование расходов по отзыву продукции и от перерыва в производственной деятельности.
На сегодняшний день в России наиболее востребованы страхование имущества и опасных производственных объектов, однако с точки зрения управления рисками не менее важным является и страхование ответственности товаропроизводителя.
В первую очередь, это связано с рисками, которые несет производитель (и/или продавец) и ответственностью, которая возлагается на него по закону. Во-вторых, требование страхования ответственности товаропроизводителя может быть предусмотрено договором страхователя с заказчиком. В-третьих, убытки происходят даже в компаниях, обладающих первоклассной системой контроля качества. В-четвертых, после с вступлением России в ВТО конкуренция в сфере товаров и услуг будет только усиливаться, и наличие такого инструмента, как риск-менеджмент может стать достойным конкурентным преимуществом.
Алкогольные компании – производители, импортеры, дистрибьюторы – в процессе своей деятельности могут столкнуться с претензиями потребителей к качеству производимой продукции. Страхование ответственности товаропроизводителя обеспечит защиту страхователя по случаям, связанным с нанесением вреда жизни, здоровью или имуществу (включая любые прямые и косвенные убытки) третьим лицам. И здесь важно подчеркнуть, что вне зависимости от того, является ли владелец товара производителем, изготовителем, поставщиком или ритейлером, он обязан возместить вред, причиненный в результате реализации его продукции.
Что такое страхование расходов по отзыву продукции?
Другим не менее важным видом страхования для компаний алкогольной промышленности является страхование расходов по отзыву продукции. Речь в данном случае идет о случайной или злоумышленной порче продукции. При этом отзыв может быть как добровольным, так и принудительным. Страховая компания покрывает такие расходы в случае, если в результате потребления застрахованной продукции причинен вред жизни и здоровью потребителя либо создается угроза причинения такого вреда.
Расходы на отзыв продукции включают:
a) Стоимость газетных, журнальных или любых печатных сообщений (электронных или иных), радио и телевизионных заявлений, а также стоимость доставки отправлений, необходимых для осуществления отзыва продукции;
б) Необходимые транспортные расходы и затраты на проживание, непосредственно связанные с отзывом продукции;
в) Затраты на найм дополнительных служащих для осуществления отзыва продукции страхователя;
г) Сверхурочные штатным служащим страхователя для оплаты работ, связанных с отзывом застрахованной продукции;
д) Необходимые затраты на аренду дополнительных складских помещений или мест складирования для хранения отзываемой продукции;
e) Стоимость доставки застрахованной продукции от покупателя, дистрибьютора или потребителя к месту, определенному cтрахователем;
ж) Расходы, понесенные с целью правильной утилизации неиспользованной упаковки и маркетинговых материалов по отозванной продукции;
з) Фактическая стоимость уничтожения застрахованной продукции.
Что такое страхование от перерыва в производственной деятельности?
В результате чрезвычайных событий, таких как пожар, стихийные бедствия и т.п., на производственных предприятиях, как правило, возникает не только ущерб, связанный с повреждением или утратой материальных активов, но и остановка деятельности. В течение времени, требуемого для восстановления производства до прежнего уровня, предприятие теряет доход, который оно получило бы, если бы ущерб не наступил.
Решением проблемы потери запланированного дохода является страхование перерыва в производственной деятельности, включающее в себя:
а) Текущие/постоянные расходы (заработная плата, социальные отчисления, налоговые платежи, проценты по кредитам и т.п.);
б)Потерю прибыли (т.е. ту прибыль, которая была бы получена в течение периода, когда длился перерыв в производстве, если бы страховой случай не наступил).
Страхование предприятий алкогольной отрасли сегодня становится как никогда актуальным, являясь не только гарантом финансовой устойчивости компании, но и создавая дополнительные конкурентные преимущества на рынке. Этот аспект заслуживает безусловного внимания со стороны отечественных производителей в связи с недавним вступлением России в ВТО и, как результат, увеличением конкуренции в бизнес-сегменте.
Юрий Маркин, руководитель отдела страхования ответственности ЗАО «АИГ»
Последние комментарии