Госдума готовится принять законы, которые увеличат стоимость ОСАГО и ослабят позиции автовладельцев в суде
До конца года Госдума может принять сразу два законопроекта, которые всерьез ударят по автомобилистам. После вступления в силу новых правил стоимость полиса ОСАГО вырастет в полтора-два раза, а возможности граждан судиться со страховыми компаниями будут заметно урезаны. Эксперты считают, что готовящиеся законы направлены против рядовых автовладельцев, за счет которых страховщики собираются наращивать свою прибыль. Страховщики настаивают, что новые поправки пойдут только на пользу гражданам.
В ближайшее время в жизни российских автомобилистов могут наступить важные перемены. Уже со следующего года стоимость полиса ОСАГО после принятия соответствующего законопроекта правительства может вырасти от 1,5 до 2 раз. Другой закон, по словам экспертов, фактически выведет автострахование из-под действия закона о защите прав потребителя (ОЗПП), что сулит автовладельцам существенное снижение выплат и массу других проблем.
Основные неприятности для автомобилистов таят поправки, подготовленные комитетом по финансовым рынкам Госдумы к законопроекту № 56775-6, который уже готовится пройти второе, основное чтение 11 декабря этого года.
В первоначальном тексте документа содержалось лишь одна малозначащая поправка, которая касалась увеличения квоты участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций. Однако ко второму чтению текст документа был расширен с 8 строк до 14 листов.
В новый текст попали ряд принципиальных пунктов, которые фактически нивелируют те преимущества, которые получили автовладельцы после того, как 28 июня вышло постановление пленума Верховного суда (ВС) № 17. Тогда судьи приняли решение, что отношения между страховщиками и страхователями должны подпадать под действие закона ОЗПП.
После того решения ВС граждане получили право судиться со своей страховой компанией по месту жительства, а не по месту регистрации компании, как раньше, при этом их освободили от уплаты госпошлины. Кроме того, в пользу автовладельцев стал взыскиваться штраф в размере 50% от присужденной суммы, а также компенсация за моральный вред за неправомерную задержку выплаты страховой суммы.
Как отмечают эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», после этого решения Верховного суда пострадавшим автовладельцам стало заметно проще получать со страховщиков деньги. Те, предпочитая не доводить дело до суда, стали производить выплаты в полном объеме и вовремя. Однако всему этому уже с 2013 года может прийти конец: появившиеся во втором чтении поправки в законопроекте нивелируют все преимущества, полученные автовладельцами после постановления ВС.
Президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников заявил «Газете.Ru», что принятие новых изменений лоббируют страховщики: он позволит им существенно снизить выплаты и решать спорные вопросы в «своих» судах — например, в Москве, а не где-нибудь в глубинке.
В частности, члены комитета Госдумы по финансовому рынку, по сути, предлагают приостановить действия ОЗПП на сферу автострахования и руководствоваться только законами о страховой деятельности.
«При осуществлении страхования в соответствии с договором обязательного страхования защита прав граждан, являющихся страхователями, застрахованными лицами или выгодоприобретателями по таким договорам, обеспечивается в соответствии с требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования», — говорится в документе.
Кроме того, автор поправок к законопроекту, глава комитета Наталья Бурыкина предлагает законодательно закрепить право страховщиков рассматривать споры с автовладельцами в «своих» судах, то есть по месту нахождения страховщика. При этом штраф за нарушения правил страховщиком устанавливается в размере 1% от страховой премии за каждый день вместо действующей сейчас нормы в 50% от взыскиваемой суммы, что гораздо выгоднее для страховой компании.
Также страховщика освободят от необходимости выплачивать моральный вред за несвоевременную невыплату страховой премии.
«После постановления пленума ВС и отдельные страховщики, и Всероссийский союз страховщиков начали бомбить ВС письмами с просьбой скорректировать это постановление, чтобы как-то нивелировать его последствия, — заявил Николай Тюрников. — Почему на все сферы нашей жизни ОЗПП распространяется, а на автострахование не должен?»
Как подсчитал Николай Тюрников, сейчас при страховом возмещении, к примеру, в 30 тысяч и просрочке выплаты в 30 дней страховая компания будет вынуждена выплатить автовладельцу 53 985 рублей. Это сумма включает в себя проценты (990 рублей), штраф (17 995 рублей) и компенсация морального вреда (5 тысяч рублей). После вступления закона в силу гражданин в аналогичной ситуации получит лишь 30 990 рублей.
На этом фоне Минфин готовит еще один законопроект об ОСАГО, который увеличивает лимит выплат в части возмещения вреда жизни и здоровью до 500 тыс. рублей (с нынешних 160 тысяч), а в части имущественного ущерба до 400 тыс. рублей (сейчас 120 тыс.). Кроме того, планируется увеличить в 2 раза, до 50 тыс. рублей, максимальной суммы выплаты по ОСАГО по европротоколу. Таким образом, при незначительном ущербе и при отсутствии разногласий у участников ДТП оформить аварию можно будет без сотрудников ГИБДД. В порядке эксперимента в Москве и области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области лимит выплаты по европротоколу будет приравнен к лимиту выплаты по ОСАГО, то есть составит 400 тысяч рублей. Закон начали готовить в правительстве еще летом, однако до Госдумы он пока так и не дошел — его обсуждение все еще продолжается в правительстве.
Эксперты считают, что после вступления закона в силу стоимость полиса ОСАГО может вырасти в два раза. В правительстве при разработке законопроекта предполагают, что цена страховки подорожает на 50%.
Новая система тарификации будет крайне невыгодна автовладельцу и, наоборот, сыграет на руку только страховщикам, уверен координатор общество «синих ведерок» Петр Шкуматов. «Они впаривают людям непонятно что, — негодует Шкуматов. — Сейчас я могу докупить к основному полису расширение выплаты до 1 млн рублей за какую-то тысячу рублей, а до 600 тысяч — за 500 рублей. А они пытаются впарить расширение до 400 тысяч за те деньги, которые этого не стоят. И опять же эти 400 тысяч ты еще и не получишь, потому что, чтобы добиться такой выплаты, нужно будет долго и мучительно судиться в их судах с принятием новых поправок».
Такого же мнения придерживается и президент Николай Тюрников. «Если посчитать количество выплат, которые соответствуют нынешним максимальным лимитам по ОСАГО, то это даже не 1%, — заявил он «Газете.Ru». — Средний убыток в обычном ДТП — около 30 тысяч рублей, и получается, что стоимость полиса вырастет абсолютно для всех, а количество людей, которые выиграют от этих повышенных лимитов, будет очень немного, так как, чтобы добиться максимальной выплаты по ОСАГО в 400 тысяч, нужно, наверное, будет разбить кому-то Ferrari».
«До принятия июньского постановления цель страховщиков была в том, чтобы замучить человека так, чтобы отбить у него всякое желание судиться, — комментирует ситуацию Шкуматов. — Все бремя поездок в суды ложилось на автовладельца, а юристы компании просто тянули время и после года судов предлагали сойтись на половине, и большинство людей, устав от этой тягомотины, соглашались. После решения ВС ситуация кардинально изменилась, и сейчас страховые компании через Госдуму пытаются сделать так, чтобы все было как раньше».
По мнению активиста, закон будет принят до конца года, так как в нем есть упоминание об отсрочке введения электронной системы ОСАГО, которая должна быть введена с января 2013 года, но пока не готова и вряд ли будет готова к этому сроку.
В свою очередь, страховщики включенные Госдумой поправки к законопроекту только приветствуют и заверяют, что он пойдет автомобилистам только на пользу.
«Простые автолюбители, несомненно, выиграют, потому что страховые компании не будут повышать тарифы на каско, что абсолютно неизбежно, если мы и дальше будем находиться в зоне действия закона ОЗПП со всеми санкциями, который он предусматривает, — рассказал «Газете.Ru» заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. — Решение о применении этих санкций очень часто принимается судами, которые не вникают в обстоятельства дела и не могут или не желают разбираться в специфике дела, выступая на стороне слабейшей стороны, то есть автовладельца».
По его мнению, деятельность страховых компаний и система их взаимоотношений с клиентами в достаточной мере регулируется профильными законами. «Вторжение в эту сферу практики применения закона ОЗПП внесло сумятицу и спровоцировало повальное вынесение штрафных санкций страховым компаниям, которые мы считаем неоправданными и незаслуженными. Кроме того, они могут привести к повышению тарифов, которые очень больно ударят по карману наших клиентов», — уверен Иванов.
Участник рынка также затронул тему целесообразности рассмотрения дел между страховыми компаниями и их клиентами по месту жительства последних. По его мнению, в случае проведения суда в регионах зачастую может не оказаться квалифицированных экспертов, которые могут профессионально разбираться во всех обстоятельствах дела. Он отметил, что в Москве таких специалистов более чем достаточно. «Наши профильные законы предусматривают определенные санкции, но, допустим, штраф за задержку выплаты страховщикам сплошь и рядом присуждают, не разбираясь в причинах задержки, — продолжил Иванов. — А мы по существу рассматриваем этот вопрос, направляем запросы в ГИБДД, проводим дополнительные экспертизы и разбираемся во всех обстоятельствах дел, поскольку в автостраховании очень часто происходят случаи мошенничества — от 10% до 20% выплат попадают в руки аферистов. Мы подчас вынуждены платить, хотя мы стопроцентно убеждены, что это страховое мошенничество, но не можем этого доказать».
Объяснил он, и почему страховщики не хотят платить клиентам штрафы. «Если бы они шли в казну, то это одно, но их присуждают стороне, подавшей иск страховой компании, — это провокация и попытка заработать деньги с их стороны», — считает Иванов. По мнению страховщика, невысокие судебные издержки повально провоцируют людей «попытать счастья» в суде со страховыми компаниями.
«Мы пока терпим и сражаемся, но у страховых компаний есть одно беспроигрышное решение — поднять тарифы», — подытожил Иванов.
— Если законодатели «откатят» все назад и деятельность страховых компаний будет регулироваться профильными законами, то потребитель от этого только выиграет. Это же бизнес, мы не будет работать себе в убыток, мы просто компенсируем эти потери за счет тарифов».
27.11.12 Газета.ру gazeta.ru
У РЕСО итак тарифы по Каско не низкие, а если они их поднимут, тогда вообще никто в Ресо страховаться не будет 🙂 Вот они этого, наверно, и боятся. Поэтому хотят поднять тарифы по Осаго, чтобы по Каско клиентов не терять…
Пусть лучше поднимают тарифы по Каско! Кто-то поднимет, кто-то нет. Будем выбирать лучшее предложение по Каско на рынке! Зачем обязательно увеличивать тарифы по Осаго для всех? Ведь кто-то вообще с 2003 года без убытков ездеет. Почему такой человек должен платить больше?
В РЕСО и в РГС выплаты по Каско плохо идут! Очень много отказов! Очень много моих клиентов жалуются на эти компании и переходят в другие.