ФСФР ужесточает контроль над страховым рынком: за девять месяцев ведомство провело более 14 тыс. контрольно-надзорных мероприятий — на 11% больше, чем в прошлом году. Однако для того, чтобы обезопасить клиентов, этих мер может оказаться недостаточно. По данным исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), недоверие к страховым компаниям является одной из главных причин, по которым россияне не желают страховаться. Ситуацию осознают и страховщики. Исследование «Эксперт РА» показало, что больше половины страховых компаний считают недоверие клиентов серьезным тормозом для развития рынка.
Этому есть объяснение: в 2011—2012 годах страховой рынок покинули четыре компании, которые входили в топ-50 страховщиков по взносам: компании «Ростра», «Инногарант», «Росстрах» и «Русские страховые традиции». Даже крупные страховые компании сталкиваются с такими проблемами, как недорезервированность и нехватка реальных активов. «Недостаток свободного капитала по итогам первого полугодия — более 9,3 млрд руб., или 3% от фактического размера маржи платежеспособности. Обычно этот показатель составляет менее 1%», — рассказал глава ФСФР Дмитрий Панкин.
Генеральный директор СК «Согласие» Эльнур Сулейманов считает, что частые проверки ФСФР оживят ситуацию с качеством урегулирования убытков и страховщики начнут ответственнее относиться к своей работе. «Но ситуация, когда ФСФР ставит себе план по предписаниям, мне непонятна. Нужно работать качественно, а не используя количественный подход, заранее планируя количество предписаний», — подчеркнул он.
Однако участившиеся проверки ФСФР не могут гарантировать российскому страховому рынку такую финансовую устойчивость, которая есть в Германии, где банкротство страховой компании можно предсказать за несколько лет. Европа работает по строгим стандартам Solvency I, а до 2015 года западные страховщики перейдут на систему Solvency II, которая предполагает, что регулятор будет оценивать не только финансовые, но и нефинансовые риски страховых компаний.
Как подчеркнула финдиректор «Согаза» Ольга Крымова, российские компании работать по Solvency пока не готовы, но для надежности им необходимо построить актуарные расчеты и ввести актуарный аудит. Первый шаг в этом направлении сделан: до 30 апреля компании должны предоставить в ФСФР и опубликовать отчетность компании по международным стандартам (МСФО), которая будет корректно отображать платежеспособность всех компаний, соотношение их резервов и обязательств. Актуарный аудит мог бы проверить, насколько представленные факты соответствуют действительности.
По мнению председателя правления «Согаза» Сергея Иванова, большинство компаний совсем не заинтересованы в актуарном аудите, который выявит факты демпингового снижения цен, поэтому ввести его можно только законодательно. «При поиске актуария для «Согаза» мы столкнулись с проблемой, что хороших специалистов крайне мало на российском рынке», — отметил Сергей Иванов.
По словам руководителя отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексея Янина, для увеличения надежности страховых компаний наравне с введением актуарного аудита и назначения омбудсмена необходимо ввести и персональную ответственность за нарушения.
Тем временем Госдума пытается защитить страхователей, заставив страховщиков вовремя выплачивать компенсации. Профильный комитет Думы одобрил поправки в закон о страховом деле, который вводит для страховых компаний пени за просрочку выплат по ОСАГО. По словам г-на Янина, в нынешней версии законопроекта за просрочку возмещений начисляется пеня в размере 1/75 ставки рефинансирования в день от страховой суммы, и уже за месяц сумма может оказаться существенной.
26.11.12 РБК Daily rbcdaily.ru
Действительно, должен же кто-то регулировать деятельность и качество выплат страховых компаний. Кстати, в этом году тоже есть вероятность, что страховой рынок могут покинуть некоторые известные игроки…
Я плачу каждый год немалые суммы за страховку авто и дома. Я надеюсь за эти деньги получить качественное обслуживание и выплату, которая может покрыть ущерб полностью, при такой необходимости. Почему я должен платить за некачественные услуги? а как что-то наступает, то страховая компания мне предъявляет десятки причин, по которым она может отказать мне в выплате. Не всякий человек пойдет судиться со страховой компанией. У кого-то времени нет, у кого-то образование не позволяет и т.д.
Клиенты страховых компаний обращаются за выплатами. Им занижают эти самые выплаты. Они пишут претензии на имя руководства страховой компании. Если данную претензию не удовлетворяют, то они подают в суд на эту компанию. Таких случаев полно, суды завалены исками к страховым компаниям! Вот поэтому и надо жестко начать регулировать деятельность страховщиков.