О возможности приобретения страховки от падения цены на нефть или газ в беседе с «Ъ» рассуждает АЛЕКСАНДР ШАЙКИН, директор департамента развития страхования имущества, ответственности и финансовых рисков ЗАО «Страховая компания «Транснефть»».
Промышленное страхование, или страхование промышленного производства и инфраструктурных комплексов, предполагает совокупность видов страхования, осуществляемых холдингами и группами разных сфер промышленного производства, а также операторами инфраструктурных комплексов (такими, как «Транснефть», РЖД, «Газпром» и т. п.).
— Насколько велик объем в стране корпоративного производственного страхования?
— Точной статистики по этому рынку не ведется. По приблизительным оценкам, его годовой объем (включая страхование жизни сотрудников) составляет несколько десятков миллиардов рублей. Это не самый крупный сегмент: вряд ли на него приходится более 5% общероссийских страховых сборов (исключая ОМС).
— В чем главный смысл и объективное содержание страховки грузов, например, при перевозке нефти по ж/д или транспортировке нефти по трубам?
— В России страхования перевозок нефти по магистральным трубопроводам не практикуется, при таком способе транспортировки существуют другие механизмы управления рисками. Страхование перевозок нефти железнодорожным транспортом осуществляется достаточно широко.
Выгода от страхования для грузовладельца очевидна. Заключив договор страхования, он получает четко определенного и финансово устойчивого плательщика по возможным будущим убыткам, связанным с повреждением или утратой груза.
— Какова доля именно производственного страхования в вашем портфеле? И какова тенденция? Что наиболее популярно?
— На страхование крупных промышленных предприятий и операторов транспортной инфраструктуры приходится около 70% совокупных сборов нашей компании. Доля этих сборов в нашем портфеле страхования юридических лиц постепенно снижается. В частности, это происходит из-за динамичного развития и роста доли банковского страхования, ориентированного в большей степени на средний бизнес.
Наиболее популярными видами страхования для крупных юридических лиц продолжают оставаться добровольное медицинское страхование, коллективное страхование персонала от несчастных случаев, страхование имущественного комплекса, страхование корпоративного автопарка и парка специальной техники.
— А как можно застраховаться от падения цены на нефть?
— Теоретически застраховаться можно от всего, что не запрещено законом, а страхование от падения цены на нефть закону не противоречит. Но на практике застраховать возникновение убытков от рисков воздействия неблагоприятной экономической конъюнктуры вряд ли получится. Причина — непредсказуемость, волатильность ситуации и огромные потенциальные убытки, для покрытия которых не хватит емкости российского страхового рынка. Перестраховать такие риски на Западе тоже вряд ли получится.
— Как может застраховаться газодобывающая компания, например, от падения спроса на газ?
— Скорее всего, тоже никак. Это непросчитываемые риски с колоссальными возможными убытками.
— Какие новые виды страховки вы предлагаете нефтегазовому рынку в 2013 году?
— Страхование предприятий нефтегазового комплекса уже сложившийся рынок — сложно придумать что-то принципиально новое с точки зрения видов страхования и покрытий. Новшества могут касаться скорее технологии заключения и исполнения договоров. Например, там, где возможно, мы отходим от стандартных договоров и стараемся подогнать условия договора под индивидуальные потребности клиента. Если это удобно клиенту, мы предлагаем заменить пообъектное страхование зонтичным. Среди других наших предложений — организация сюрвейерских обследований и выдача рекомендаций по снижению риска, внедрение управления качеством восстановительного ремонта и многое другое.
— Есть примеры в практике промышленного страхования, когда бы страховка спасла компанию?
— В качестве одного из таких примеров можно привести аварию на буровой платформе Deepwater Horizon. Страховщики компенсировали убытки большинству компаний, пострадавших в результате этого ЧП (кроме, конечно, BP, которой, вероятно, придется оплачивать вред, нанесенный окружающей среде). Для некоторых компаний эти убытки были весьма критичны, так как превышали 20% их годового оборота.
21.11.12 Коммерсант kommersant.ru
Последние комментарии