О том, как растут страховые выплаты по несанкционированному снятию денег со счетов банковских клиентов, как сегодня страхуются банковские карты, и от чего чаще всего страдают держатели карт, в интервью Bankir.Ru рассказывает Ирина Карнаева, директор департамента страхования имущества физических лиц компании «АльфаСтрахование».
— Статистика демонстрирует увеличение случаев мошенничеств с банковскими картами и несанкционированного списания денежных средств клиентов. Подтверждает ли этот факт ваш опыт?
— Выплаты по случаям несанкционированного снятия денег со счетов в банках по сравнению с 2009 годом выросли в 11 раз, количество страховых случаев по данному риску увеличилось в 9 раз. Объемы премии по данному виду небольшие, но с учетом того, что банковскими картами в нашей стране пользуются не так давно, а во многих регионах карты как платежный инструмент вообще не используются, поэтому говорить и о страховании во многих регионах не приходится. Поэтому наш портфель, в сумме составляющий более 100 млн. рублей, можно назвать немалым.
— Растет ли раскрываемость таких преступлений? Изменилась ли в этой связи частота страхования пластиковых карт за счет средств клиентов банков?
— В отношении раскрываемости можно сказать, что ее практически нет, потому что МВД не умеет или не имеет возможности расследовать такие преступления, тем более, если они происходят за рубежом. Страховщикам самим иногда приходится пресекать мошенничества, но опять же со стороны клиентов (страхователей). Практически все страхование рисков держателей банковских карт происходит за счет средств клиента.
— Стали ли чаще банки страховать такие риски за свой счет? Что происходит при наступлении страхового события, если банк застраховал риск и частный клиент – тоже.
— По классике комплексное страхование банковских рисков, называемое ВВВ, и страхование рисков держателей банковских карт не пересекаются. Но так как страхование ВВВ довольно дорогое удовольствие, совсем небольшое количество банков страхуют эти риски. В настоящее время страховщики дают более широкое покрытие по страхованию рисков держателей карт, когда страхование проходит за счет клиента, частично покрываются и риски банков.
В связи с тем, что мы говорим о финансовых рисках держателя карты, ничего противозаконного нет, если одни и те же риски страхует он сам и банк, в этом случае просто лимит ответственности по данному риску больше. Страховое возмещение клиент получит все равно не более размера ущерба, который ему нанесен, например, несанкционированным снятием денежных средств с его счета. Как правило, возмещение оплачивается по обоим договорам страхования в пропорции от лимита по договору (то есть если банк застраховал этот риск на лимит 150 тыс. рублей и клиент сам застраховал на 150 тыс. рублей, а ущерб клиенту нанесен 100 тыс. рублей, то клиент получит по договору банковского страхования 50 тыс. рублей и по своему договору страхования также 50 тыс. рублей).
— Какая доля эмитированных банком карт страхуется в целом, есть ли какие-то типы карт, которые страхуются чаще? В каких пределах вашей компании приходилось производить разовые выплаты?
— Если рассматривать крупные банки, входящие в первую пятерку по количеству эмитируемых карт, то в настоящее время количество застрахованных карт, как правило, не превышает 5% от выданных карт.
Максимальный лимит по страхованию рисков держателей карт составлял 150 тыс. рублей – это как раз та максимальная сумма, которую мы выплачиваем. С этого года есть возможность застраховать свои риски по карте и на 200 тыс. рублей, и на 300 тыс. рублей.
— Что относится к исключениям по данному виду страхования? В какие сроки проводится выплата?
— Исключения зависят от условий, прописанных в страховом продукте. Например, мы не оплачиваем убытки, если несанкционированное снятие денежных средств произошло в период, более чем 48 часов, предшествующих моменту уведомления банка-эмитента о случившемся событии и блокировке банковской карты; убытки, наступившие в результате хищения у держателя банковской карты наличных денежных средств, полученных им в банкомате по банковской карте, если такое хищение имело место по истечении 12 часов с момента снятия денежных средств, если иное не оговорено в договоре страхования; убытки, вследствие совершения мошеннических или иных незаконных действий со стороны держателя банковской карты; убытки, прямо или косвенно связанные с войной или военными действиями, вторжением, боевыми действиями внешних врагов (независимо от того, была война объявлена или нет), гражданской войной, мятежом, революцией, восстанием, гражданскими волнениями, введением военного положения и узурпацией власти, комендантским часом, бунтом или действиями представителей законной власти; убытки, прямо или косвенно вызванные или являющиеся следствием ионизирующей радиации, возникающей при радиоактивном загрязнении (ядерное топливо, радиоактивные отходы и т.п.); убытки, возникшие в результате изъятия, конфискации, реквизиции, уничтожения банковской карты или ареста счета по распоряжению государственных органов.
А выплата страхового возмещения производится в течение 3–5 дней с момента предоставления клиентом необходимых документов.
— Какие злоупотребления c пластиковыми картами оказываются самыми распространенными, есть ли рекомендации по безопасности для держателей карт?
— Наиболее распространенными злоупотреблениями являются риски несанкционированного снятия денежных средств из банкоматов без утраты держателем карты, включая зарубежные страны, а также приобретение товаров по утраченной держателем карте.
Рекомендации основные те же, что и дает банк – не оставлять карты в доступном для третьих лиц месте, при оплате картой требовать, чтобы операции списания денежных средств совершались на глазах держателя карты, не держать в одном месте карту и PIN-код к ней. Есть еще один совет от себя: знать телефон, по которому можно заблокировать карту.
Когда вы находитесь за границей, и у вас крадут сумку с документами, банковскими картами и телефоном, где записан номер телефона банка, минимум, что вам придется сделать, найти ближайшее место с доступом в Интернет, посмотреть номер телефона банка, найти телефон, с которого можно позвонить, потом начинать звонить и блокировать карту. Если вы знаете номер телефона, вам придется только найти, откуда позвонить. Времени будет затрачено меньше, и, может быть, вы успеете своевременно заблокировать карту.
— Страхуют ли банки пластик в рамках программы BBB или как отдельный риск?
— Как правило, только в рамках программы ВВВ.
— Каковы расчет средней премии по страхованию пластиковой карты с наиболее востребованными лимитами для клиента банка и срок действия страхового полиса?
— Наиболее востребованный лимит страхования, на который заключается наибольшее количество договоров – 100 тыс. рублей. Премия зависит от страхового покрытия. Средняя премия по портфелю договоров со 100 тыс. покрытием составляет около 1 тыс. рублей в год.
Договоры страхования заключаются, как правило, на 1 год, есть программы на 3 года.
09.11.12 Банкир.ру bankir.ru
Последние комментарии