Отечественный рынок космического страхования развивается и имеет перспективы, но есть как вызовы, так и позитивные тенденции, считают опрошенные специалисты.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты инициативного опроса о страховании космической деятельности, в котором приняли участие представители ведущих предприятий ракетно-космической отрасли и страховых компаний.
Страхование космической деятельности необходимо, но не воспринимается как панацея. Опрошенные эксперты отмечают, что подобный вид страхования компенсирует характерные для космической деятельности повышенные риски и смягчает возможные финансовые потери, но при этом не подменяет собой систему управления качеством производства ракетно-космической техники. Аварии, как правило, ведут к росту страховых тарифов для аналогичных последующих запусков, поэтому и предприятия отрасли, и страховые компании в равной степени заинтересованы в высоком уровне надежности.
Для страхования космической деятельности характерна практика перестрахования (когда страховая компания передает значительную часть своих обязательств на международный страховой рынок). То есть изначально размер уставного капитала страховой компании не ограничивает потенциальную страховую сумму. Так как многомиллиардные убытки, которые возможны при полной гибели космического аппарата, превышают возможности практически любой страховой компании, в отрасли обязательной является практика перестрахования. Это позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы и гарантировать осуществление крупных выплат.
На рынке страхования космической деятельности практически нет стандартных решений, стоимость страхования определяется исходя из статистики запусков и эксплуатации конкретного типа ракетно-космической техники. Участники исследования оценивают средние тарифы при страховании космических аппаратов на уровне 15-17%. Высокая стоимость требует взвешенного подхода. Опрошенные сходятся во мнении, что страховать на полную стоимость серийные аппараты экономически нецелесообразно, так как затраты на страхование пяти запусков были бы сопоставимы со стоимостью создания резервного аппарата. Однако в некоторых случаях страхование на полную стоимость является оптимальным решением (например, для малосерийных и уникальных космических аппаратов, обладающих высокой прикладной ценностью). Страховые тарифы для таких спутников должны быть выше средневзвешенных рыночных значений.
Средства на страхование космических аппаратов, создаваемых в рамках федеральной космической программы, в 2012 году выделены впервые. Внимание к вопросам страхования привлекла утрата спутников, которые были застрахованы не в полном объеме. Страховая сумма, которая определяет уровень компенсации потерь предприятиям отрасли в случае гибели или повреждений ракетно-космической техники, устанавливается не страховщиками, а страхователями и зависит в первую очередь от наличия у них средств на страхование. Опрошенные считают, что российские страховые компании способны с учетом накопленного опыта перестрахования рисков на зарубежных рынках обеспечить практически любой объем страхового покрытия и отмечают заинтересованность в более полном страховании, соответствующем международной практике.
Наиболее значимые страховщики на рынке космического страхования — «Ингосстрах», СОГАЗ, «Русский страховой центр», ВСК, Страховой центр «СПУТНИК» и «Альфастрахование». По мнению экспертов, эти компании соответствуют основным требованиям: обладают финансовой надежностью, опытом страхования космической деятельности и компетенциями в ракетно-космической технике, а также конкурентоспособностью предлагаемых тарифов. Некоторые команды страховщиков накапливали такой опыт более 15 лет.
22.10.12 ВЦИОМ wciom.ru
Последние комментарии