Иначе новые лицензии по страхованию перевозчиков получить слишком сложно.
ФСФР допускает введение моратория на выдачу надзорных предписаний страховщикам — с тем чтобы они успели к 1 января 2013 года получить лицензию на обязательное страхование ответственности перевозчиков, публично заявил представитель службы. К вечеру чиновники ФСФР поспешили изменить формулировки. Наказывать страховщиков за нарушения тут по-прежнему будут, но рассчитывают на поправки к законодательству, позволяющие не считать, как это следует из закона сейчас, любое предписание поводом для невыдачи новой лицензии. Страховщики также говорят об архаичности устройства надзора в этой сфере, ради которого и приходится изобретать «моратории».
Согласно статье 32,3 п. 8 закона об организации страхового дела в РФ, неисполненное предписание у страховщика является основанием для отказа в выдаче новой лицензии. Тем временем с 1 января 2013 года в стране вводится новый вид страхования — гражданской ответственности перевозчика. Чтобы это вид страхования заработал, страховщикам нужны лицензии на него, а, соответственно, правительству — компании с лицензиями. Как заявила вчера на конференции «Страховой бизнес: последние законодательные изменения, инвестиции и управление компанией» начальник управления страхового надзора и контроля процедур восстановления платежеспособности ФСФР Ирина Краснова, для этого служба может ввести «мораторий, не выдавать предписания (допустим в течение двух недель), для того чтобы страховщики — те, кто готов прийти на рынок,— смогли получить хотя бы пять-десять лицензий»,— цитирует чиновницу агентство «Прайм». Впрочем, по ее словам, «это не означает, что страховщик не должен уже сейчас принимать меры для того чтобы снизить количество допускаемых нарушений».
При запуске рынков ОСАГО и ОПО подобных заявлений чиновники не делали. Вместе с тем неисполненные предписания регулятора — распространенное явление даже у крупных брендовых страховщиков. Как рассказал «Ъ» первый заместитель главы «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров, «чем крупнее компания, тем сложнее обойтись без предписаний. В большинстве случаев предписания получают за достаточно формальные нарушения: например, один из филиалов запоздал с отчетностью». В отчетности страховщиков графа с информацией о предписаниях у крупных компаний, бывает, растягивается на несколько страниц.
Уже вечером в ФСФР поспешили сменить формулировки. «Ъ» в службе заверили, что представитель ФСФР такого заявить не мог, а в ответ на наличие записи выступления чиновника дали следующие разъяснения. «Никаких исключений нет и быть не может,— заявила «Ъ» заместитель главы ФСФР Юлия Бондарева.— Если нарушения будут, будем реагировать». По ее словам, даже во время аврала в прошлом декабре, связанного с выдачей лицензий на ОПО (закон о страховании опасных объектов; запустился с 1 января 2012 года) «были возвраты документов из-за неснятых предписаний». По ее словам, сейчас на рынке есть две категории компаний, работающие без предписаний: это средняя региональная компания и крупные страховщики с сильными службами внутреннего контроля. «Другое дело, что положение о наличии любого предписания как основания для отказа в выдаче лицензии необходимо, на наш взгляд, менять,— заявила «Ъ» Юлия Бондарева.— Нужно оставлять в качестве останавливающих только те предписания, которые касаются финустойчивости и платежеспособности страховщика». По ее словам, служба обсуждает эту тему с Минфином в настоящее время.
«Вероятно, речь идет о поправках к закону об организации страхового дела и КоАП, в которых уточняются основания для предписаний ФСФР и штрафов,— предположила заместитель главы директора департамента Минфина Вера Балакирева.— В этих поправках мы стараемся избежать удваивания наказания за одни и те же нарушения. Новеллу же о предписаниях по платежеспособности как основании для отказа в лицензии мы с ФСФР еще окончательно не дообсудили. Мнение о ее необходимости я слышала и от участников страхового рынка, и оно понятно: предписания сдерживают развитие нового бизнеса». «Думаю, что уже все осознали, что данный пункт закона — это анахронизм,— утверждает Дмитрий Маркаров.— В ситуации запуска нового закона страховщикам сложно улучить момент отсутствия текущих предписаний. Причем это надо сделать дважды — на момент подачи документов и на момент получения лицензии».
Пока изменения в закон не приняты, компании надеются на «понимание» регулятора. По рассказам страховщиков, оно в реальности проявлялось и раньше — во время запуска ОСАГО и ОПО: служба могла ограничиваться запросами, а не предписаниями. Кроме того, центральным аппаратом службы проверялась подготовка выдачи предписаний региональными страховыми чиновниками, что позволяло снизить риски «мелких» предписаний, блокирующих доступ компании к рынку. Вчера же на мероприятии Ирина Краснова огласила намерение ФСФР уже в ближайшее время передать полный контроль за финустройчивостью 20 крупнейших страховщиков центральному аппарату ФСФР, что также уменьшит риски случайного неполучения новых лицензии.
10.10.12 Коммерсант kommersant.ru
Последние комментарии