Благодаря росту конкуренции на рынке труда, страхование все больше проникает в практику формирования соцпакетов компаний — а пока этот рынок растет только за счет корпоративного сегмента. За полгода объем премий петербургских страховщиков вырос на 8-9%, и по итогом года сборы удвоятся. Рост будет обеспечен в том числе за счет повышения стоимости медицинской помощи и, как следствие, роста тарифов по ДМС.
По итогам первого полугодия большинство страховых компаний нарастили портфели по ДМС. СК «Ренессанс-страхование» увеличила сборы по Петербургу на 55,4%, «Капитал-полис» — на 40%, филиал «Ингосстраха» — на 25%, «Альянс» — на 11%. Рост произошел как за счет привлечения новых клиентов, так и за счет увеличения тарифов, которое, в свою очередь, является следствием постоянного повышения цен на медицинские услуги, говорит Ифигения Майорова, заместитель директора по медицинскому страхованию Северо-Западной дирекции СК «Альянс» (товарный знак — РОСНО). Рост тарифов ЛПУ с начала года уже составил в среднем 6%, полагает управляющий директор по личному страхованию Северо-Западного дивизиона «Ренессанс-страхование» Владимир Яковлев.
Цены и ценные кадры
В целом рынок ДМС в Петербурге за первое полугодие вырос на 8-9%, оценивают эксперты. Он стал развиваться экстенсивно: объем нового бизнеса очень мал, портфели страховщиков сохраняются за счет пролонгации существующих клиентов и расширения ими перечня услуг по программам, корпоративные клиенты перераспределяются между страховыми компаниями, лидерами в системе ДМС, отмечает Ифигения Майорова.
На развитие рынка большое влияние оказывает и ценовая политика страховых компаний. Сегодня она достаточно мягкая, что помогает росту, отмечает Алексей Кузнецов, генеральный директор страховой группы «Капитал-полис». В то же время ценовая политика медицинских учреждений, будучи менее гибкой, будет по-прежнему приводить к тому, что прибыльность ДМС оставляет желать лучшего, продолжает он.
Другим позитивным фактором остается стабильность на российском рынке труда. Конкуренция за кадры повышает спрос на ДМС — активизировалось использование социальных пакетов, в составе которых ДМС занимает одну из наиболее значимых позиций.
Появившаяся для частных клиник (а многие из них принадлежат страховщикам) возможность участвовать в программах ОМС напротив пока не оказывает серьезного влияния как на рынок медицинских услуг в целом, так и на рынок ДМС, соглашаются эксперты. Работа в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), как правило, ведется по-старому, с четким делением потоков застрахованных по каждой системе, говорит исполнительный вице-президент ООО «1СК» по Северо-Западному федеральному округу Виталий Манкевич. Да и сами частные клиники страховщиков пока неохотно участвуют в системе ОМС, поскольку для большинства из них это попросту невыгодно, даже с точки зрения привлечения потенциальных клиентов, говорит директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Санкт-Петербурге Владимир Храбрых. Например, «Ингосстрах» пока участвует в этом проекте ресурсами только одной клиникой «Будь здоров» в тестовом режиме. «Если говорить о рынке в целом, то здесь пока не сформировано четкой картины, так как обновленное законодательство, разрешающее частным клиникам участвовать в системе ОМС, вступило в силу сравнительно недавно, и игроки рынка еще не успели накопить статистически значимый опыт работы в этом направлении», — добавляет господин Храбрых.
Тем не менее в перспективе возможность входить в систему обязательного медицинского страхования в уведомительном порядке повлияет на рынок ДМС. По мнению директора департамента личного страхования ООО «1СК» Елены Диесперовой, до сегодняшнего момента отсутствие системы софинансирования существенным образом тормозило развитие добровольного медицинского страхования.
Комплекс защиты
Наибольшим спросом среди корпоративных клиентов по-прежнему пользуются комплексные предложения по ДМС, условия которых позволяют сконструировать индивидуальные программы страхования, учитывающие интересы любого предприятия малого, среднего и крупного бизнеса. Большинство клиентов отдает предпочтение защите от всех рисков, выбирая амбулаторно-поликлиническую помощь, плановую и экстренную госпитализации, стоматологию, вызов врача на дом, прием узких специалистов, диагностику и другие услуги, говорит Владимир Яковлев. Растет интерес к индивидуальным программам с ориентацией на профилактику и предотвращение возможных заболеваний. Есть спрос и на health management, то есть управление здоровьем персонала через институт врачей-кураторов (или личных врачей), которые координируют оказание медицинской помощи сотрудникам компаний-клиентов. Эту технологию в компании применяют в сотрудничестве с корпоративными клиентами, что повышает медицинскую эффективность ДМС, снижает заболеваемость персонала и улучшает бизнес-результаты компаний, отмечает Владимир Яковлев.
По словам Владимира Храбрых, часть постоянных клиентов, желающих расширить покрытие ДМС, включают в него стоматологические услуги, различные программы профилактики, а также приобретают специальные пакеты для топ-менеджмента. На первом месте программы амбулаторно-экстренной помощи (вызов скорой помощи и экстренная госпитализация, без стоматологии), затем амбулаторно-стационарные программы, которые включают также плановую госпитализацию, потом идут программы, включающие стоматологическую помощь, отмечает Алексей Кузнецов. Последние клиенты предпочитают программы, ориентированные на прикрепление к одному стоматологическому центру либо сети стоматологических центров, с оплатой по так называемому подушевому нормативу.
На сегодняшний день не более 10% сотрудников российских предприятий имеют полисы добровольного медицинского страхования, и дальнейшее развитие сегмента будет напрямую зависеть от темпов проникновения ДМС в практику формирования соцпакетов российских компаний, считает Виталий Манкевич.
Что касается розницы в портфелях страховщиков, то ее доля по-прежнему остается небольшой — на сегмент частных клиентов приходится не более 5%, оценивает Владимир Яковлев. Особый менталитет наших граждан и высокая стоимость полиса ДМС для большинства россиян пока мешают развитию, отмечает Ифигения Майорова. Впрочем, многие клиенты, впервые получив полис ДМС от работодателя, затем обращаются уже в индивидуальном порядке, приобретая программы ДМС для своих родственников, покупая детские полисы, полисы для будущих мам и прочее, отмечает господин Храбрых. Корпоративный сектор все же занимает в портфелях страховщиков около 80%.
Плановые премии
При сохранении стабильности экономической конъюнктуры рост объема страховых премий в сегменте ДМС продолжится и достигнет 10-15% по итогам года, считает господин Яковлев. На рынке продолжится концентрация клиентов в топ-10 страховщиков ДМС. Будет расти стоимость медицинской помощи, что повлияет на рост премий, говорит госпожа Майорова.
В пределах 10-15% оценивает рост рынка и Алексей Кузнецов. Спрос на квалифицированные кадры растет и не удовлетворяется в полной степени, есть тенденция к повышению зарплат. Все это будет приводить к необходимости расширять социальный пакет, основой которого является ДМС.
Если негативные тенденции в экономике будут развиваться активно, то корпоративный сектор начнет сокращать страховые бюджеты, как это было в период прошлого кризиса, соответственно, сектор ДМС потеряет в объемах, а страховщики столкнутся с ростом уровня убыточности, предупреждает Владимир Храбрых. Но добавляет, что пока таких факторов не наблюдается, а развитие сегмента добровольного медицинского страхования идет в планомерном режиме.
05.10.12 Коммерсант kommersant.ru
Последние комментарии