Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

В перспективе объем российского рынка страхования грузов может составлять до 10 млрд рублей в год.

Сегодня в России страхуется не более 40% грузов, так что страховщикам есть над чем работать.

Страхование грузов пока нельзя назвать драйвером страхового бизнеса в России: объемы и темпы прироста этого рынка сравнительно невелики. По предварительным данным, общий объем сборов российских страховщиков в сегменте страхования грузов превысил по итогам шести месяцев этого года 4,7 млрд рублей, что на 2,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, полугодовые показатели некоторых страховых компаний, опрошенных «Профилем», оказались значительно выше среднерыночных. Так, в СК «Альянс», к примеру, сборы премий по страхованию грузов составили 698 млн рублей, что в 1,3 раза выше результатов 2011 года.

В САК «Энергогарант» объемы увеличились на 29%. 21% в этом сегменте прибавила и СК «ПАРИ». Чуть меньше — на 20% — возросли страховые сборы в АСК «Ингвар». В «Группе Ренессанс Страхование» рост премий по страхованию грузов с января по июль составил 19%. СГ «Уралсиб» за этот период собрала более 23,4 млн рублей. В САО «Гефест» итоги полугодия пока не подвели, поэтому там оперируют данными лишь за первый квартал, к слову, тоже весьма показательными — +50% по отношению к январю—марту 2011 года.
Данные компаний подтверждают и аналитики рынка, отмечающие среди основных тенденций отечественного рынка страхования грузов стабильное увеличение с каждым годом на 15—30% количества страхователей в этом сегменте. Правда, как отмечает исполнительный вице-президент «Группы Ренессанс Страхование» Наталья Карпова, до полного насыщения еще далеко — страхованием охвачено всего 30—40% рынка. А сам рынок, по ее словам, сейчас активно смещается в регионы, поскольку они пока не так сильно охвачены страхованием, в то время как столичные рынки уже давно поделены между крупнейшими страховщиками. Региональному росту также способствуют масштабные государственные проекты в Сочи и Казани.

«Распространение практики страхования грузов при внутренних перевозках — это вопрос, скорее, менталитета и сложившихся обычаев делового оборота, — рассказывает она. — Грузовладелец пытается переложить ответственность за убытки на перевозчика, который совершенно не заинтересован в дополнительных расходах».
«До сих пор многие владельцы грузов считают, что если они передали груз экспедитору, то именно последний несет ответственность за его утрату и страховать груз нет необходимости, — добавляет заместитель генерального директора по страхованию и перестрахованию АСК «Ингвар» Ольга Моренко. — Но это не так. Даже если юридически все оформлено правильно, то фактически чаще всего с экспедитора нечего взять, свой офис он арендует, а собственных машин не имеет. В результате грузовладелец остается один на один со своей проблемой».

О том, что основным сдерживающим фактором развития рынка является как раз полулегальная деятельность многих транспортных компаний, говорит и начальник отдела страхования грузов СК «Альянс» Дарья Туркина. «Подрядчиков находят через Интернет, доверяя им перевозку дорогостоящего груза без какой-либо проверки их благонадежности, ориентируясь только на стоимость фрахта, — поясняет она. — Во многих случаях отсутствуют установленные и надлежащим образом оформленные договорные отношения между грузовладельцем, экспедитором, перевозчиком. Это не только делает невозможным привлечение к ответственности перевозчика, виновного в несохранности перевозки, но может также стать основанием для отказа в выплате возмещения по страховому полису».

В свою очередь, Ольга Моренко напоминает и о несовершенстве самой организации перевозок: «Грузосопроводительные документы изначально оформляются неправильно, до сих пор используются различные схемы для ухода от налогов и удешевления перевозки. Также часто при наступлении страхового случая возникают сложности с получением документов и справок из государственных органов. Соответственно клиенты понимают, что при наступлении страхового события у них уйдет много времени и сил на сбор документов для страховой компании, и в результате отказываются от страхования».

«Собственно, ничего не изменилось в этом плане за последнее десятилетие, — говорит начальник отдела продаж в транспортной отрасли САО «Гефест» Елена Харламова. — Менталитет нашего бизнеса меняется крайне медленно. Как и раньше, предприниматели пытаются сэкономить где только можно. В надежде на авось многие российские бизнесмены в целях экономии отдают предпочтение непроверенным транспортным компаниям, отказываются от страхования или в лучшем случае выбирают компанию с наименьшими тарифами, не задумываясь, как потом будут производиться выплаты при возникновении страховых случаев и т.д. В итоге это ведет к существенным убыткам».

Есть претензии у страховщиков и к себе. «К сожалению, некачественное отношение к урегулированию убытков наших конкурентов негативно отражается на рынке в целом, подрывая доверие клиентов, — рассказывает Наталья Карпова. — А репутация в этом виде страхования зарабатывается годами, поскольку средний период действия генерального договора по страхованию грузов — два года. Ведь даже один убыток, по которому возникают проблемы, может существенно испортить реноме страховой компании на этом довольно узком рынке». Кроме того, на рынок, по словам эксперта, влияет несогласованность законодательных инициатив. Вступившие в силу в июне прошлого года новые правила перевозок автомобильным транспортом, подготовленные Минтрансом РФ, не корреспондируются ни с бухгалтерией, ни с налоговым законодательством, ни с требованиями ГИБДД, что также приводит к проблемам при урегулировании.

Помимо устаревшего законодательства в сфере грузоперевозок появлению на рынке новых сильных игроков,по мнению заместителя генерального директора СК «Согласие» Александра Полуденного, препятствует также высокая кэптивная составляющая страхования как отечественных, так и зарубежных грузовладельцев.
«Основная причина, почему граждане продолжают перевозить грузы без страховки, на свой страх и риск, заключается не в высоких тарифах, как кажется на первый взгляд, а в отсутствии реального понимания функций страхования, — продолжает тему руководитель департамента по страхованию имущественных рисков и ответственности СГ «Уралсиб» Мария Барсова. — Если культуру страхования постепенно прививают путем введения обязательных видов страхования, то в случае добровольного заключения договора страхования потенциальный клиент, как правило, предпочтет сэкономить, положившись на свои силы и возможности».
Более того, как подчеркнули все опрошенные «Профилем» страховщики, проблема рынка отнюдь не в высоких тарифах, а, наоборот, в занижении стоимости услуг со стороны ряда страховых компаний. «Эти компании любым способом и на любых условиях стараются захватить менее убыточный сегмент рынка — страхование грузоперевозок, — вследствие чего занижают страховые тарифы, — рассказывает Мария Барсова. — На рынке сложилась тенденция к снижению страховых тарифов на 10—15% в год. К сожалению, такая тенденция сохранится и далее, что в дальнейшем может негативно повлиять на качество оказываемых услуг, к примеру на выплаты, ведь дешево — совсем не значит качественно».

Серьезный ценовой демпинг со стороны ведущих страховых игроков отмечает и начальник департамента страхования грузоперевозок СК «ПАРИ» Сергей Лапашин. В большей степени это, по его словам, относится к договорам страхования грузов непосредственно с грузовладельцами.

«Активное снижение тарифов — игра на понижение со стороны крупных страховых компаний, под которую приходится подстраиваться всем остальным, — вторит коллегам Елена Харламова. — Если взять в разрезе последние десять лет, то тарифы снизились в 3—10 раз в зависимости от типов грузов и направлений перевозок».

Правда, как подчеркивает директор департамента страхования грузов САК «Энергогарант» Виктор Рассказов, после неоправданного прошлогоднего демпинга сейчас ситуация стабилизировалась. Прежних темпов падения тарифов уже не наблюдается. Небольшое увеличение страховых премий обусловлено, по его мнению, общей тенденцией к снижению страховых тарифов и стремлением страховщиков удержать клиентов, даже если это ведет к снижению прибыли.

Спросили мы наших экспертов, что же, по их мнению, надо сделать, чтобы рынок страхования грузов все-таки заработал в полную силу.

«Ограничить ответственность перевозчиков, как это сделано и давно хорошо работает на западном страховом рынке», — ответил Сергей Лапашин.

К мировому опыту предлагает обратиться и Мария Барсова: «По аналогии составить и законодательно закрепить практику заключения контрактов на поставку товара, в которых в числе прочего были бы прописаны обязанности по страхованию».

В дополнение к законодательному ограничению ответственности грузоперевозчиков и приближению к международным стандартам Александр Полуденный также рекомендует демонополизировать отдельные сегменты перевозок.

В свою очередь, Дарья Туркина считает, что прежде всего необходимо внести изменения в законодательство, которые позволили бы на законных основаниях заключать договоры ответственности транспортных компаний. В настоящий момент такие договоры являются нелегитимными, так как их заключение противоречит ст. 932 ГК РФ, которая разрешает страхование ответственности по договору только в случаях, предусмотренных законом.
Что касается ближайших перспектив рынка, то, по мнению Елены Харламовой, несмотря на наличие столь существенных сдерживающих факторов, он все же продолжает расти, хотя и не с такой скоростью, как хотелось бы страховщикам.

По оценкам экспертов «Профиля», сегмент страхования грузоперевозок по итогам этого года может прибавить в среднем 10—15%.

ЭКСПЕРТЫ:

Наталья Карпова, исполнительный вице-президент «Группы Ренессанс Страхование»

«Наша компания предлагает клиентам персонифицированные страховые решения, которые зависят от индивидуальных особенностей и потребностей. Мы принимаем на страхование от порчи и утраты при перевозке все виды грузов, доставляемые в любую точку земного шара воздушным, водным или наземным транспортом на международных условиях, «с ответственностью за все риски», «риски частной аварии» или «риски крушения». Мы также оплачиваем услуги сюрвейера независимо от признания события страховым случаем и включаем в страховую сумму транспортные расходы, таможенные сборы и возмещаем затраты клиента, направленные на спасение застрахованного груза и уменьшение убытка. При расчете тарифа мы учитываем специфику груза и виды транспорта, предлагая максимально широкое покрытие, которое включает в себя все основные риски: порчи или гибели груза по причине ДТП, пожара, подмочки, стихийных бедствий и т.д., а также из-за противоправных действий третьих лиц. Кроме того, для наших клиентов всегда на связи специалисты круглосуточного колл-центра, персональный менеджер и специалист по урегулированию убытков».

Елена Харламова,начальник отдела продаж в транспортной отрасли САО «Гефест»:

«На сегодня наша компания страхует все виды грузоперевозок любыми транспортными средствами. В соответствии с международной практикой мы предоставляем три базовых варианта страхового покрытия: c ответственностью за все риски, c ответственностью за частичную аварию и без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. В дополнение к каждому из базовых вариантов страхования грузов могут быть застрахованы дополнительные риски например, ответственность за риск хранения или ответственность за риск поломки или простоя рефрижератора и другие. По нашим программам страхования защита наступает с момента подписания договора, а не с момента оплаты, как у многих компаний. При наступлении страхового случая мы возмещаем действительную стоимость груза с учетом расходов на перевозку, экспедирование, хранение и таможенных расходов».

Ольга Моренко,заместитель генерального директора по страхованию и перестрахованию АСК «Ингвар»:

«В рамках программ по страхованию грузов мы предлагаем своим клиентам заключение генерального договора при регулярных отправках или выписку полиса по разовым перевозкам. Программ по генеральным договорам у нас множество, так как «Ингвар» специализируется именно на страховании грузов, — все зависит от пожеланий и технических возможностей клиента, а также от выбранного клиентом объема страхового покрытия, удобного для него способа оплаты, от объема перевозок и т.п. Особенное внимание в нашей компании уделено программам страхования грузов для транспортных и экспедиторских компаний, которым все чаще владельцы грузов делегируют свое право страхования. Для них у нас разработаны договоры с облегченным вариантом документооборота. Но и для страхователей, нуждающихся в разовом страховании, у нас есть необходимая оперативность выписки полиса и скидки при повторном страховании».

Дарья Туркина, начальник отдела страхования грузов СК «Альянс»:

«Традиционный полис страхования грузов может быть оформлен у нас на одном из условий: «все риски», «с ответственностью за частную аварию» или «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения». Договор может предусматривать дополнительные риски: поломка рефрижератора, промежуточное хранение, экспонирование, расходы на удаление остатков груза с места происшествия и т.д.
Помимо классического страхования грузов мы предлагаем специально разработанную программу по страхованию перевозчиков, которая является единственной законной альтернативой страхованию ответственности транспортных компаний, которое, как известно, противоречит Гражданскому кодексу РФ. Программа предусматривает страхование от основных рисков (ДТП, пожар, скрытые дефекты транспорта, противоправные действия третьих лиц) и широкий перечень дополнительных рисков. Это позволяет сформировать защиту исходя из индивидуальных потребностей и бюджета клиента».

Сергей Лапашин,начальник департамента страхования грузоперевозок СК «ПАРИ»:

«Программы страхования грузов нами разрабатываются с учетом потребностей конкретного клиента. Страхователей мы делим на две основные группы: грузовладельцы и перевозчики. Первых можно разделить по перевозкам на импортеров и внутрироссийских поставщиков. Перевозчиков тоже группируем по видам деятельности: международные перевозчики, внутрироссийские перевозчики, которые, в свою очередь, могут осуществлять простые перевозки (целыми машинами, вагонами и пр.) и сложные перевозки (сборные грузы, с наличием складской обработки, мультимодальные перевозки, перевозки опасных, негабаритных, хрупких, особо ценных и прочих грузов). Наличие такого разнообразия перемещения товаров требует от нас, как от страховщика, готовности быстро выделить риски, оценить и предложить конкурентную программу страхования. Главный принцип, по которому мы ведем работу, — это прозрачность условий страхования, т.е. понятные страхователю по документам, которые он должен представить страховщику, срокам выплат и другим элементам страхового сервиса».

Виктор Рассказов,директор департамента страхования грузов САК «Энергогарант»:

«Наша компания осуществляет страхование грузовых перевозок по всему миру.
Договор страхования может быть заключен на конкретную единичную перевозку груза или по особому соглашению (генеральному полису), могут быть застрахованы все известного рода грузы, которые страхователь получает или отправляет в течение определенного срока. Осуществляем мы и страхование грузов «от порога до порога», включая погрузочно-разгрузочные работы на складе грузоотправителя, при перегрузках, на складе грузополучателя.
Программы и условия подготавливаются для каждого клиента индивидуально. В соответствии с правилами страхования грузов наша компания предлагает в основном страхование «с ответственностью за все риски». На этих условиях страховщиком компенсируются:
— утраты, повреждения и/или полной гибели всего и/или части груза, происшедшие по любой причине, кроме исключений, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и страховой практикой;
— все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению и сохранению груза, уменьшению ущерба и определению его размера, если ущерб возмещается по условиям страхования».

17.09.12 Профиль profile.ru

Оставить комментарий

(Обязательное поле)

(Обязательное поле)

*
= 4 + 7