Поездки за границу на собственном автомобиле неотъемлемо связаны с покупкой полиса «зеленая карта» — аналогом ОСАГО в Европе. В СК «Альянс» отмечают, что петербуржцы чаще всего выезжают на автомобиле в Финляндию и Прибалтику.
Во время недавнего проведения Евро-2012 рост продаж полисов «зеленая карта» наблюдался в приграничных зонах — Брянской, Смоленской, Белгородской областях (граница с Украиной) и Калининграде (граница с Польшей). О предпочтениях в целом российских автомобилистов отчасти говорит статистика убытков по странам. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2011 году больше всего страховых случаев за рубежом с участием россиян произошло в Белоруссии (528 случаев), Финляндии (450 случаев), на Украине (424 случая), в Германии и Польше (по 405 случаев).
Статистика аварийности российских автовладельцев за рубежом в прошлом году существенно улучшилась. Так, если в 2010 году по вине наших соотечественников за рубежом произошло 2474 ДТП, то в 2011 году — 1508, свидетельствуют данные российского бюро системы «Зеленая карта». А по данным отчета РСА по урегулированию убытков, количество ДТП в 2011 году уменьшилось почти в 2 раза по сравнению с показателями 2010 года и составило 1994 случая. Однако, как и раньше, виновниками ДТП в подавляющем большинстве случаев признают российских граждан. В 2010 году виновниками ДТП были признаны россияне в 72% общего объема страховых случаев за рубежом, а в 2011 году — в 76%.
«Поскольку основные поездки осуществляются на короткий период, люди при ДТП не хотят вникать в тонкости законодательства страны пребывания, не хотят тратить время на доказывание своей невиновности и чаще признают свою вину», — считает Отари Стариков, директор автострахования филиала ООО «Росгосстрах» в СПб и Ленобласти. Эксперты отмечают рост правовой грамотности российских автомобилистов за рубежом. «Большинство водителей сообщают о ДТП, как и положено по правилам страхования, в течение 15 дней после аварии, фотографируют ДТП, заполняют извещение о страховом случае, присылают информацию по электронной почте», — говорит Галина Никольская, заместитель директора департамента страхования «зеленая карта» ЗАСО «ЭРГО Русь». По словам Евгения Дубенского, директора Северо-Западной дирекции ОАО «СК «Альянс» (товарный знак — «РОСНО»), за рубежом россияне соблюдают скоростной режим и в целом манера вождения наших водителей за границей менее агрессивна и более законопослушна, чем дома. При этом он обращает внимание, что в случае аварии россияне вынуждены покрывать ремонт собственного автомобиля за свой счет, поскольку каско чаще всего за рубежом не действует. Менеджер по страхованию выезжающих за рубеж филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» в Петербурге Наталия Фатеева говорит, что «зеленая карта», как никакой другой страховой продукт, очень чувствительна к любым изменениям рынка: «Когда изменяется достаток страхователей, изменяется и их склонность к путешествиям, а значит, и к покупке полиса. Этим рынок «зеленой карты» отличается от рынка ОСАГО — полис ОСАГО купить придется в любом случае. В кризисные времена россияне либо вовсе отказываются от поездок за границу на собственном автотранспорте, либо сокращают время пребывания за рубежом». В такие периоды возрастают продажи более дешевых «зеленых карт» — сроком на 15 дней и на 1 месяц. По данным лидера по объему продаж «зеленой карты» в России — компании «ЭРГО Русь», подавляющее большинство полисов сегодня приобретают владельцы легковых автомобилей на 15-дневный срок. Почти 90% общего количества покупателей «зеленой карты», выезжающих за рубеж из России, — это водители легковых автомобилей. 15-дневные страховки покупают 89% общего числа выезжающих на машинах за рубеж. Еще 5,5% водителей покупают полисы на год, 4% приобретают месячные полисы.
В России всего 10 страховых компаний занимаются продажами «зеленой карты». Небольшое количество российских участников международной системы «Зеленая карта» объясняется дорогим входным билетом на этот рынок (требуется предоставить гарантийный депозит в размере 500 тыс. евро), крупными потенциальными убытками (размер страховых выплат в большинстве стран не лимитирован) и небольшим объемом рынка (в 2011 году в России было собрано 2,5 млрд рублей премий). Все это делает данный сегмент мало привлекательным для новых игроков. Между тем игроки увеличивают продажи «зеленых» полисов. Так, в первом полугодии 2012 года местный филиал «Росгосстраха» продал таких полисов на 117% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, а СК «Альянс» смогла увеличить свой портфель в пять раз.
28.08.12 Деловой Петербург dp.ru
Последние комментарии