В начале текущего года вступил в силу федеральный закон об агростраховании с господдержкой, который меняет схему дотирования государством взносов при страховании посевных площадей. По новой системе сельхозпроизводители платят 50 процентов взноса, а остальные государство перечисляет напрямую страховщику.
Тем не менее аграрии Приамурья не спешат заключать договоры. Более того, они скептически относятся как к некоторым положениям закона, так и к самим страховщикам.
В значительной степени позицию амурских крестьян поддерживает правительство Приамурья. Не так давно на совете при полпреде президента РФ в ДФО губернатор области Олег Кожемяко выразил мнение, что принципы федеральной программы по агрострахованию должны быть изменены, так как заложенные в ней механизмы не дают возможности крестьянам использовать их на практике.
— Правила очень жесткие, — заявил глава региона. — Взять, к примеру, страхование от засухи. Страховым случаем считается ситуация, если целый месяц не выпадало даже пяти миллиметров осадков. А если прошел небольшой дождик, который, естественно, не может спасти урожай, то условия программы уже не соблюдаются. Думаю, необходимо серьезно проработать эти вопросы на федеральном уровне — сегодня механизм агрострахования производителей не устраивает.
Слова губернатора подтверждает практика. Несмотря на традиционно сложные погодные условия Приамурья, когда дожди то не идут по нескольку месяцев, то, напротив, беспрерывно заливают поля, менее десяти процентов аграриев области пожелали застраховать свой урожай. В основном это крупные сельхозпроизводители, имеющие свободные средства. Средние и мелкие крестьянские хозяйства от страхования категорически отказываются.
— Вся проблема в том, что мы уже не верим страховщикам, — говорит амурский фермер Олег Котинок. — Получить выплаты нереально, найдутся тысячи причин, чтобы не возместить наши потери. Да и где взять средства на взносы? Для нас каждая копейка дорога. Кроме того, все страхование так забюрократизировано, что просто руки опускаются. Надо собрать множество справок с печатями, обойти не одно ведомство. Когда нам этим заниматься, если надо быть постоянно в поле?
Некоторые эксперты вину за пробуксовку закона возлагают на самих крестьян, рассчитывающих на поддержку государства, а не на свои силы. Нередки даже предложения ввести правило не оказывать никакой государственной помощи тем, кто не застраховал урожай.
— Необходимо сделать наличие договора сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, обязательным при получении различных преференций — субсидирования банковской ставки по кредиту, субсидий на покупку топлива, средств защиты растений и других дотаций, — заявляет Корней Биждов, исполнительный директор Национального союза агростраховщиков.
Но аграрии Приамурья уверены: если не субсидировать сельскохозяйственное производство, оно через несколько лет вообще прекратит свое существование. В дождливый 2010 год, когда чрезвычайная ситуация была объявлена практически во всех сельских районах области, больше всего пострадали поля крестьянских хозяйств. Некоторые из фермеров полностью лишились своего урожая, но никакой компенсации от государства они не получили.
Кстати
На прошлой неделе коллегия Счетной палаты Российской Федерации рассмотрела результаты полугодового мониторинга эффективности системы страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей. По его данным, в 26 субъектах Российской Федерации застраховано с государственной поддержкой менее десяти процентов посевных (посадочных) площадей под яровыми культурами. На территории 34 регионов в текущем году не заключено ни одного договора сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. Таким образом, достижение в 2012 году целевого показателя госпрограммы — увеличение доли застрахованных площадей в общем посевном клине до 40 процентов — вызывает сомнение у экспертов.
19.07.12 Российская газета rg.ru
Последние комментарии