В Госдуме хотят отменить учет износа автомобиля при расчете компенсации за ДТП по полису ОСАГО. Автомобилисты инициативу приветствуют, а страховщики считают, что это может привести к росту мошенничества.
Согласно федеральному закону об ОСАГО, действующему уже в течение 9 лет, страховые компании обязаны рассчитывать стоимость ущерба с учетом износа автомобиля. Сейчас он не должен превышать 85%.
Однако полученная водителем сумма часто оказывается недостаточной для качественного ремонта автомобиля после ДТП. Бывают и случаи, когда компании вообще отказываются возмещать водителям ущерб.
«Если автомобилю до 3 лет, средняя норма износа на запчасти, подлежащие замене, достигает 20%. От 3 до 5 лет, износ — до 40%. Именно на сумму износа конкретных деталей сокращается конечный размер выплат. Размер износа определяется независимой оценочной компанией, — описывает ситуацию Наталья Белякина, директор департамента автострахования «ЭРГО-Русь». — Есть детали, на которые не распространяются нормы износа, в основном они относятся к системам безопасности автомобиля, самый яркий пример — подушки безопасности».
По данным Российского союза автостраховщиков, потерпевшие по ОСАГО жалуются в союз примерно на каждую двухсотую выплату. В 2011 г. союз получил больше 11 тыс. жалоб при 2,4 млн выплат. За год число жалоб выросло на 9% (с 10,1 тыс. в 2010 г. до 11,1 тыс. в 2011 г.), а число выплат — на 5% (с 2,29 млн до 2,40 млн). Больше половины всех жалоб вызваны просрочкой выплаты, 8% — занижением выплаты, 6% — отказом в ней.
При этом участники рынка считают, что именно закон об ОСАГО позволил навести порядок на рынке автострахования. Юрий Берхман, заместитель генерального директора ЗАО «АСК-Петербург», высказался о законе как о самом успешном в стране, развивающемся поступательно. «Мы забыли о нецивилизованном решении проблем», — уверен он. Также он уверен, что в будущем износ автомобиля учитываться не будет, но для этого необходимо предпринять ряд мер: увеличить стоимость полиса и повысить лимит выплат по нему.
Сейчас цена полиса ОСАГО в Петербурге составляет 4,2-4,3 тыс. рублей. Юрий Берхман предложил увеличить ее на 30%. «Если полис будет стоить 7-7,5 тыс. рублей, то не будет необходимости учитывать износ транспортного средства», — сказал он.
Страховщики сами предлагают расширить лимит выплат по полису. Если сейчас пострадавший в ДТП человек может получить не более 120 тыс. рублей, то в дальнейшем эта сумма может увеличиться до 300 тыс. рублей.
Александр Холодов, член координационного совета Межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», думает, что страховые компании «на ура» поддержат новый законопроект, ведь это приведет к увеличению тарифов.
С другой стороны, он не исключает, что изменения в порядке выплат по полису ОСАГО могут привести к всплеску мошенничеств со стороны автомобилистов. По его словам, и раньше были случаи, когда владельцы старых автомобилей провоцировали ДТП, чтобы страховая компания возместила им ущерб, а в случае принятия изменений к закону печальная статистика может увеличиться.
В прошлом году, по данным ГИБДД, в Петербурге было зарегистрировано 7550 дорожно-транспортных происшествий. По данным Российского союза автостраховщиков, объем выплат по ОСАГО в Петербурге составил более 4 млрд рублей. Размер средней выплаты по ОСАГО в России в прошлом году — 23325 рублей. Этот показатель снизился по сравнению с 2010 годом менее чем на 1%.
06.07.12 Деловой Петербург dp.ru
Вполне согласен с тезисом о том, что надо увеличивать лимиты выплат по ОСАГо и не учитывать износ. Но если при этом тарифы по ОСАГО вырастут на 30%, то большинство автовладельцев останутся недовольны таким решением! Пусть Страховые компании пересмотрят свои таблицы и нормы износа автомобилей. Тем более надо индивидуально подходить к такому вопросу. ведь у кого-то пробег за год составляет 40 тысяч км., а кто-то и 5 тысяч км не накатывает. Какой износ тогда считать правильным?