Постановление пленума Верховного суда по спорам о защите прав потребителей добавит приводов в суд страховщиков. По мнению юристов, компаниям ОМС и ДМС придется платить кратно больше своим клиентам. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) уже заявил об опасениях по росту мошенничества, убыточности компаний и увеличению тарифов в сегменте медицинского страхования.
Как следует из пункта 9 постановления пленума Верховного суда РВ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», «к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей».
Последствия постановления, по словам президента Ассоциации защиты прав страхователей, гендиректора «Главстрахконтроль» Николая Тюрникова, будут весьма ощутимы для страховщиков — им придется платить кратно больше. «Если взять, к примеру, требование о выплате 100 тыс. руб. при просрочке в 25 дней, сейчас страховщик по решению суда заплатит около 131 тыс. руб.,— считает он,— а в случае действия постановления, по закону о защите прав потребителей компания заплатит уже 316 тыс. руб.».
По мнению юриста, определяет финансовую дисциплину страховщиков только экономика — «когда есть угроза заплатить больше, они будут исполнять обязательства, в противном случае страховщики будут платить за просрочку исполнения обязательств перед клиентами по ставке рефинансирования в 8% годовых». Клиентам страховщиков закон о защите прав потребителей дает ряд дополнительных прав — например, на получение повышенной неустойки (3% от суммы задолженности за каждый день просрочки выплаты) и компенсации морального ущерба (предел не установлен). Кроме того, от суммы, присужденной потребителю, суд взыщет со страховщика 50% в бюджет.
ВСС в ответ распространил сообщение, где утверждает, что такая практика приведет к росту мошенничества, люди будут пытаться получить необоснованный доход за счет страховщиков, «поскольку новые положения позволяют потребителям подавать иски без оплаты госпошлины и требовать от страховых организаций возмещения морального ущерба». Кроме того, по мнению страхового лобби, страховые тарифы сейчас не предусматривают такой финансовой нагрузки, соответственно, итогом будет рост убыточности страховщиков, сокращение их числа. Кроме того, это приведет к росту тарифов.
Активные участники рынка страховых медуслуг считают, что решение Верховного суда ударит только по недобросовестным страховщикам. «Мы не ожидаем шквала разбирательств,— говорит директор центра андеррайтинга и развития продуктов ДМС СК “Альянс” Иван Командный,— сейчас практически отсутствуют претензии, которые разбираются в суде. В целом объем претензий не превышает одной десятой доли процента от всего количества обращений за медицинской помощью в рамках ДМС. Более того, уже сейчас мы несем финансовую ответственность перед застрахованным, если выявлено, что услуга оказана некачественно в размере двукратной стоимости лечения».
По словам господина Командного, новая практика усилит консолидацию рынка между основными игроками и увеличит долю долгосрочных (от двух лет) контрактов на рынке. А как заявил “Ъ” Николай Тюрников, «закон о защите прав потребителей в принципе и должен распространяться на отношения по страхованию, однако Верховный суд РФ в 2008 году под давлением страхового лобби страхование исключили из сферы действия этого закона».
29.06.12 Коммерсант kommersant.ru
Последние комментарии