Депутаты предлагают расширить круг автовладельцев, которых освободят от прохождения от техосмотра.
Техосмотр для автовладельцев, проходящих плановое обслуживание у дилеров, предлагается отменить. Ещё может быть ликвидирована норма, по которой при покупке полиса ОСАГО автовладелец должен предоставить действующий не менее шести месяцев талон техосмотра. Думский комитет по транспорту рекомендовал принять эти поправки в закон о техосмотре. Участники рынка называют поправки «техническими» и говорят о многочисленных проблемах в связи с реформой закона, а аварийность из-за неисправных автомобилей выросла на 30%.
Поправки в закон «О техосмотре» подготовили глава комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина и ее первый заместитель Владислав Резник. Авторы предлагают разрешить заключать договоры ОСАГО без предъявления талона техосмотра на срок следования к месту проведения ТО или регистрации автомобиля. Кроме того, документом предлагается исключить необходимость проведения техосмотра для транспортных средств, не подлежащих регистрации в России, и расширить полномочия Российского союза автостраховщиков (РСА) по контролю деятельности операторов техосмотра. Первичная версия законопроекта была внесена в Госдуму еще в марте этого года, в конце апреля документ прошел первое чтение, а ко второму вносится уже с серьезными дополнениями.
Ключевой поправкой станет отмена ТО для добросовестных автовладельцев, которые ежегодно проходят техобслуживание у официального дилера и делают соответствующие отметки в своих сервисных книжках.
Согласно действующему законодательству от техосмотра сейчас освобождены лишь владельцы автомобилей не старше трех лет. Новые поправки затронут все транспортные средства вне зависимости от их возраста. «Мы разрешили этим дилерам проводить техосмотр. При этом они обязаны аккредитоваться, и, когда хозяин автомобиля проходит ТО, он будет вправе получить талон техосмотра или диагностическую карту, которая приравнивается к ТО», – заявил в среду глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев, который курирует законопроект, и рекомендовал принять его и во втором, основном, чтении.
Думский комитет по транспорту поддержал и ряд поправок, предложенных Российским союзом автостраховщиков (РСА). Одним из новшеств станет отмена нормы, по которой автовладелец при покупке полиса ОСАГО должен предоставить страховой компании действующий не менее шести месяцев талон техосмотра. «Данное требование вынуждает автовладельцев досрочно проходить технический осмотр», – считает президент РСА Павел Бунин. Кроме того, думский комитет поддержал предложенные РСА изменения, позволяющие страховым компаниям заключать договор ОСАГО при предъявлении страхователем диагностической карты вместо талона ТО.
Еще одно нововведение, инициированное РСА, предусматривает заключение договора ОСАГО без предъявления талона ТО на срок следования к пункту техосмотра или регистрации автомобиля.
Авторы законопроекта предлагали ввести такую отсрочку на 15 дней, однако в итоге комитет увеличил этот срок еще на 5 дней. «Мы еще раз посмотрели внимательно и приняли решение, что за 15 дней собственник может и не успеть оформить все необходимые документы, и установили срок в 20 дней», – отметил глава думского комитета. «Одним словом, мы упростили прохождение техосмотра. Думаю, что после этого граждане России скажут «спасибо», – подытожил Москвичев. Ожидается, что законопроект будет рассмотрен Госдумой в начале июля, то есть до конца весенней сессии.
Эксперты считают, что новые поправки не облегчат жизнь автовладельцам. «Учитывая безобразную ситуацию в техосмотре, они никак положительно на него не повлияют. Это какие-то косметические нюансы и скорее симуляция бурной деятельности тех структур, которые лоббировали сегодняшнюю модель. Ничего кардинального с точки зрения вернуть технический смысл и систему, обеспечивающую безопасность дорожного движения, не вносится, – считает гендиректор союза «Техэксперт» Сергей Зайцев. – К примеру, поправка, разрешающая заключать договор ОСАГО на срок 20 дней без талона ТО, по сути, бессмысленна. Сегодня рекламные агенты предлагают доставить на дом и полис, и талон ТО. Тогда какова ценность этой поправки».
По мнению Зайцева, нынешняя система техосмотра неэффективна.
«Понимание этого факта сейчас созревает уже на серьезном политическом уровне. Это подтверждает и статистика ГИБДД, показывающая, что число автокатастроф по техническим причинам растет на 30–50% (по данным ГИБДД, число таких ДТП с пострадавшими выросло на 30%, а количество погибших – на 60%. – «Газета.Ru»). Это звонок о том, что техосмотра в России нет и системы, которая могла бы его обеспечивать, тоже нет», – отметил он.
По мнению Зайцева, к сентябрю в закон «О техосмотре» могут быть внесены очередные поправки. «Необходимо аккредитацию техцентров, которая сегодня порождает лотки по продаже талонов ТО, передать из РСА в независимую госструктуру, например «Росаккредитация». На сегодняшний день у нас нет оценки соответствия операторов техосмотра, зато есть рост точек продаж. Необходимо отделить процедуру торгового взаимодействия агентской сети страховых компаний по распределению полисов от тиражирования распределения талонов. Для этого надо убрать бумажные талоны и передавать информацию операторами техосмотра в единую базу данных МВД в электронном виде», – отметил глава союза.
В конце июня 2011 года президент Дмитрий Медведев подписал закон о передаче обязательного техосмотра автомобилей из ведения МВД коммерческим техцентрам. Кроме того, была отменена процедура ТО для новых автомобилей, а заключение договора ОСАГО разрешили только после прохождения техосмотра. Закон вступил в силу 1 января 2012 года. Он существенно расширил полномочия РСА, которому была поручена аккредитация станций инструментального контроля, ведение их реестра, а также контроль и проверка их деятельности.
20.06.12 Газета.ру gazeta.ru
Последние комментарии