Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Повышение региональных коэффициентов способствовало существенному росту премий по ОСАГО в первом квартале 2012 года. В части каско рынку помогает улучшение благосостояния граждан, которые покупают и страхуют новые авто. Сами страховщики полагают, что будущее за добровольным страхованием: рынок ОСАГО уже перенасыщен и неэффективен.

В 2011 году по автострахованию в Санкт-Петербурге было собрано 26,8 млрд рублей: премии по каско выросли на 17,2 % до 20,2 млрд рублей, а по ОСАГО — на 5,2% до 6,6 млрд рублей, подсчитали в СК «Альянс». Общие выплаты достигли 18,4 млрд рублей, их уровень к премиям составил 68,8% и за год сократился почти на 6 п. п. По каско выплаты выросли на 3%, зато по ОСАГО — на 14,6%. Структура петербургского рынка существенно отличается от общероссийского: в Санкт-Петербурге наблюдается значительно большая доля автокаско в общем объеме премий, чем в целом по России, а именно — 75 против 61%, говорит Владислав Анисимов, заместитель директора по партнерским продажам Северо-Западной дирекции СК «Альянс» (товарный знак — РОСНО). Уровень выплат по автокаско в Петербурге — 73,5%, а в РФ — 64,3%.

С июля 2011 года были повышены коэффициенты, используемые для расчета тарифа ОСАГО, характеризующие место проживания автовладельца, мощность двигателя автомобиля, количество людей, допущенных к управлению автомобилем, их возраст и водительский стаж. Каждый из коэффициентов изменился несущественно, однако в сумме они обеспечили заметный рост страховых премий. В целом по рынку прирост по отношению к 2010 году превысил 12% и составил порядка 11,6 млрд рублей в абсолютном выражении.

Результаты первого квартала 2012 года оказались еще более впечатляющими. Согласно предварительным данным Российского союза автостраховщиков (РСА), по России за первый квартал впервые в истории выплаты по ОСАГО не выросли, а сократились — на 7,4% до 13 млрд рублей. При этом число заявленных убытков почти не изменилось, а число выплат и средняя выплата уменьшились. Сборы же выросли аж на 23% до 23,4 млрд рублей. Уровень выплат по отношению к сборам за год также заметно снизился — с 73,9 до 55,7%.

Результатами работы в Петербурге рынок пока не располагает, но и здесь ситуация может быть похожей. Помимо роста коэффициентов, существенно возросли продажи авто — как кредитных, так и за наличный расчет. По данным «Автостата», в первом квартале 2012 года россияне потратили на покупку новых автомобилей на 48% больше, чем за аналогичный период 2011 года. Петербург занял в продажах второе место.

Снижение выплат по ОСАГО в первом квартале объяснить сложнее. Во-первых, 2010 год был в некотором смысле «переломным» — рынок постепенно оправлялся от последствий кризиса, и страховщики начинали постепенно гасить задолженности перед клиентами по страховым возмещениям, рассуждает заместитель начальника департамента маркетинга и развития ОСАО «Россия» Мария Гуляева. Во-вторых, она напоминает, что ряд страховщиков покинули рынок, что могло сказаться на выплатах.

В прошлом году обанкротились весьма заметные на рынке ОСАГО «Росстрах» и «Ростра», занимавшие год назад 15-е и 16-е места по выплатам (примерно 2,3% рынка). А недавно была приостановлена лицензия у компании «Адмирал», которой принадлежало 24-е место (0,61%). «Если статистика РСА не включает выплаты из фонда союза, возможно, частично такие результаты связаны именно с банкротствами. Судя по месту банкротов в ренкинге страховщиков, по Петербургу ситуация, вероятно, сопоставима со средней по стране», — отмечает анонимно представитель страховой компании.

Недочеты выявлены, ошибки признаны

В прошлом году с законодательной точки зрения на рынке каско ничего не менялось. Определенные новации сегодня только рассматриваются. Среди них — разработка единых стандартов по каско и создание гарантийного компенсационного фонда, который должен аккумулировать отчисления страховщиков (определенный процент от сборов компании по аналогии с ОСАГО) в РСА, и в случае банкротства страховщика осуществляться выплаты. Будут ли эти инициативы вынесены на рассмотрение в Госдуму — пока вопрос открытый. Но эти инициативы обусловлены объективной потребностью рынка в развитии добровольных видов страхования, отмечает Мария Гуляева.

Зато на рынке ОСАГО происходили серьезные законодательные потрясения вслед за повышением коэффициентов стартовала реформа ТО. C января 2012 года контроль за проведением техосмотра транспортных средств взял на себя РСА, а непосредственными операторами техосмотра стали аккредитованные при союзе частные компании. Заключение договора ОСАГО стало возможным только при наличии талона техосмотра. В сферу ответственности РСА также перешел учет бланков техосмотра.

Как водится, к моменту вступления в силу изменений частные операторы техосмотра не получили достаточного количества бланков, что привело к сбою в продажах полисов ОСАГО в течение января. Система явно требовала доработки, и в марте в Госдуму были внесены дополнительные поправки, предусматривающие, в частности, возможность заключения договора ОСАГО без предъявления талона техосмотра на срок следования к месту проведения техосмотра или регистрации автомобиля, а именно до 15 дней. Кроме того, высказываются предложения об отмене процедуры техосмотра для водителей, регулярно проходящих плановое обслуживание в сертифицированных автосервисах. «Реформа ТО прошла далеко не гладко, и до сих пор мы можем наблюдать последствия. Тем не менее не стоит забывать, что изначально идеология корректировки обсуждаемой законодательной инициативы имела благие намерения и воспринималась как вполне приемлемая большей частью страховщиков и автолюбителей. Недочеты выявлены, ошибки признаны, и — самое главное — страховое сообщество готово их исправлять», — говорит Мария Гуляева.

Впрочем, несмотря на сумятицу, расстановка сил на рынке ОСАГО не изменилась. Большой части клиентов нововведения вообще не коснулись, так как новые автомобили теперь не должны проходить техосмотр, отмечает Денис Чигарев, директор управления андеррайтинга автострахования Северо-Западного дивизиона «Ренессанс-страхование». А для тех клиентов, которым необходимо оформить талон техосмотра и ОСАГО, компании постаралась организовать спецсервис. «Клиент приезжает на станцию техосмотра, проходит ТО и тут же, на месте, может оформить полис ОСАГО у нашего специалиста», — рассказывает господин Чигарев. Введение полиса ОСАГО сроком действия 15 дней на время прохождения ТО тоже сильно на рынок не повлияет, считает он. Тройка лидеров ОСАГО по итогам квартала скорее всего останется прежней — «Росгосстрах», «РЕСО-гарантия», «Ренессанс-страхование».

Будущее за каско

В 2012 году рынок автострахования будет одной из самых динамично развивающихся отраслей страхования. В СК «Альянс» прогнозируют рост в районе 15-16%. Объем рынка превысит 310 млрд рублей. ОСАГО и каско при этом будут расти практически равными темпами. «Драйвером рынка каско будут продажи кредитных автомобилей и их страхование как через банковский канал, так и через канал нестраховых посредников. Повышение региональных коэффициентов по ОСАГО в первой половине 2012 года будет определять рост рынка ОСАГО», — считает Владислав Анисимов. В среднесрочной перспективе, рост рынка каско сохранится, динамика рынка ОСАГО замедлится до 3-5% в год, полагает он.

Будущее рынка автострахования Мария Гуляева связывает с развитием каско: рынок обязательного страхования близок к перенасыщению и имеет весьма ограниченные возможности дальнейшего одностороннего развития, он недостаточно эффективен и не позволяет полноценно выстраивать «здоровый» и конкурентоспособный бизнес. «Развитие каско определяется темпами обновления автопарка страны, тогда как рынок обязательного страхования практически полностью охвачен», — согласен Денис Чигарев.

Сегодня в России огромное количество автомобилей старше трех лет не застраховано по каско — люди попросту экономят. Автопарк застрахованных машин составляют преимущественно новые авто, при этом из всего объема зарегистрированных в Петербурге транспортных средств лишь 25% приходится на автомобили не старше трех лет, что говорит о низком проникновении автокаско и медленном обновлении автопарка, напоминает господин Анисимов.

21.05.12 Коммерсант kommersant.ru

Оставить комментарий

(Обязательное поле)

(Обязательное поле)

*
= 3 + 4