Минфин вступился за региональные страховые компании, которые стремительно сдают позиции крупным национальным страховщикам. Эксперты считают, что чиновникам было бы полезнее позволить крупным игрокам консолидировать рынок.
Последние несколько лет российский страховой рынок все больше консолидируется. Происходит это через поглощение мелких игроков крупными структурами и уход небольших компаний с рынка. Многочисленные региональные страховые компании с огромным трудом конкурируют с лидерами рынка. Вадим Чмуха, председатель совета директоров региональной компании «Коместра-Томь», уверен, что небольшие компании выживают сейчас лишь за счет опыта, хитрости, гибкости и упорства. Вчера стало понятно, что у мелких игроков могут появиться союзники в лице Всероссийского союза страховщиков, ЕБРР и Минфина, которые пытаются определить варианты поддержки бизнеса региональных компаний.
ВСС и ЕБРР провели семинар, посвященный проблемам мелких игроков на страховом рынке. Главная проблема таких компаний в том, что их влияние на рынок мало, а правила игры определяются крупными игроками, говорит Александр Артамонов, председатель комитета Всероссийского союза страховщиков по перестрахованию. «Региональным компаниям никаких преференций не надо, им нужно предоставить равные условия работы», — подчеркивает он. Но об этом региональным компаниям сейчас остается только мечтать, ведь у крупных страховщиков в отличие от региональных есть возможность демпинговать, продавая свои продукты по заниженным ценам. «Таким образом, они выживают из рынка местные компании», — подчеркивает Артамонов. Местные клиенты часто идут в филиал крупного московского страховщика, предлагающего более низкие цены, но при наступлении страхового случая начинаются проблемы с выплатами. Подтверждением тому служит растущее число жалоб именно на крупные компании. Наличие местных игроков рынка необходимо, уверены в союзе, ведь региональные страховщики лучше знают, какие продукты нужны их клиентам.
В Министерстве финансов рассматривают целый ряд мер для поддержки бизнеса региональных компаний. Представитель ведомства Дмитрий Никульшин рассказал, что Минфин пытается выяснить, есть ли законодательные препоны, мешающие страховым компаниям продавать свои продукты через интернет или платежные терминалы. «Речь идет о расширении способов реализации страховых продуктов в целях стимулирования развития добровольного страхования и в поисках новых ниш, которыми могут воспользоваться небольшие страховые компании», — пояснил Никульшин «МН». Если такие ограничения будут выявлены, то они будут представлены в докладе правительству.
Также министерство рассматривает возможность развития микрострахования на российском рынке. Такие страховые продукты характеризуются простотой правил страхования и ограниченным перечнем рисков. Соответственно их цена также будет ниже. Предполагается, что такие программы будут пользоваться большой популярностью у малоимущего населения, которое не может позволить себе страховку со стандартным покрытием и большой ценой. Продажей этих продуктов смогут заняться как раз небольшие страховщики, работающие в российских глубинках.
Помимо Минфина помогать мелким страховщикам хочет и Всероссийский союз страховщиков. ВСС совместно с Европейским банком реконструкции и развития намерен создать компанию, которая бы не претендовала на вхождение в капитал тех или иных страховщиков, но оказывала идеологическую и методологическую поддержку в продвижении их бизнеса. «Такая поддержка авторитетного института обеспечила бы прорыв для цивилизованного развития страхового рынка в целом, поддержала бы способные к конкуренции рыночные институты на страховом рынке и гарантировала бы защиту от рейдерского захвата», — уверен президент союза Андрей Кигим.
Крупные страховщики поддерживают идею того, что условия работы всех субъектов страхового рынка должны быть одинаковыми, упирая на то, что спецподдержка малых страховых компаний к равным условиям не относится. «Появление специальных «поддерживающих» условий для небольших компаний не представляется целесообразным», — подчеркивает замдиректора департамента стратегического развития бизнеса страховой компании «Альянс» Андрей Шипов. По его словам, формирование цивилизованного страхового поля, которое происходит в настоящее время, связано в том числе и с уходом с рынка «серых» схем для уклонения от уплаты налогов, а вместе с ними — и мелких псевдостраховщиков. «Безусловно, существуют некрупные операторы рынка, ведущие честный бизнес по прозрачным правилам. На наш взгляд, подобные компании, диверсифицируя собственный портфель, занимают определенную нишу и в специальной поддержке не нуждаются», — резюмирует Шипов.
В предоставлении больших преференций для региональных страховщиков не видит смысла и замглавы отдела рейтингов страховых компаний агентства «Эксперт РА» Наталья Комлева. «Поддержка небольших страховых компаний на уровне государства с экономической точки зрения не оправдана. Бизнес страховых компаний строится на основе закона больших чисел. Чем больше однородных рисков принимает на себя страховая компания, тем с большей точностью она может прогнозировать выплаты. Бизнес небольших компаний объективно менее стабилен», — подчеркивает она.
05.04.12 Московские новости mn.ru
Последние комментарии