Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Лишь немногие из заводов, НПЗ, АЗС, шахт и рудников до этого года страховали свою ответственность.

С апреля государство начнет штрафовать владельцев опасных объектов, не застраховавших свою ответственность. Почему, несмотря на санкции, промышленники не спешат покупать полисы?

В январе этого года в результате аварийного скачка давления в газораспределительной системе города Сестрорецка в нескольких домах случились взрывы и пожары. Итог — 2 человека погибли, нанесен ущерб здоровью еще 11, пострадало имущество 75 человек, шесть квартир в семи домах признаны непригодными к проживанию. Но — о чудо! Ответственность компании «ПетербургГаз», эксплуатировавшей объект, была застрахована на 25 млн рублей, что позволит полностью возместить убытки, оцениваемые в 10-11 млн рублей.

Это первый случай выплаты ущерба пострадавшим после вступления в силу нового закона об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов (ОПО). До этого потерпевшие от аварии в Сестрорецке могли бы рассчитывать максимум на 1 млн рублей — такая выплата полагалась бы на всех. Ведь именно на такую сумму обычно страховали свои риски владельцы газораспределительных сетей. Какие-то деньги пострадавшим всегда выделяются из местного бюджета, но эти выплаты не носят системного характера. Сегодня семья каждого из погибших от аварии получит от страховой компании по 2 млн рублей плюс расходы на погребение, пострадавшим возместят расходы на лечение, будут компенсированы имущественные потери.

По данным Национального союза страховщиков ответственности (НССО), с начала 2012 года зарегистрировано всего семь страховых случаев, хотя за три месяца произошло более пятидесяти инцидентов, которые можно квалифицировать как аварии на опасных объектах. Почему же не все из них учтены в статистике страховщиков? Выясняется, что большинство владельцев опасных объектов не торопятся приобретать полис страхования. Закон об ОПО был принят 27 июля 2010 года, но до сих пор предприятия воспринимали его как необязательный к исполнению. Из сотен тысяч российских заводов, НПЗ, шахт и рудников, АЗС и даже канатных дорог, представляющих опасность для окружающих, до этого года лишь немногие страховали свою ответственность. По тем объектам, где договоры ОПО все-таки заключались, страховые суммы варьировались в диапазоне от 100 тыс. до 7 млн рублей. Сейчас же ситуация изменилась: по закону минимальная страховая сумма составляет 10 млн рублей, а максимальная — 6,5 млрд рублей. Но дело в том, что административная ответственность за невыполнение требований закона наступала только с 1 апреля. Теперь же Ростехнадзор за отсутствие полиса ОПО может штрафовать предприятия на сумму от 300 тыс. до 500 тыс. рублей, а ответственных должностных лиц — на 15-20 тыс. рублей. Более того, закон дает право ведомству приостанавливать работу предприятия. Но содержание административного кодекса находится несколько в отрыве от закона — в КоАП за отсутствие полиса ОПО предусмотрен только штраф, так что пока этой «дубинкой» ведомство воспользоваться не может.

За неделю до наступления «часа икс» свою ответственность за причинение вреда при аварии застраховали не более 65 тыс. владельцев ОПО. При этом, по данным Ростехнадзора, на начало года в России насчитывалось более 300 тыс. опасных объектов. «По нашим оценкам, на данный момент застрахованными являются порядка 40-45% опасных объектов, а может быть, и меньше, — считает Зинаида Кузьмина, директор департамента страхования финансовых рисков и ответственности ОАО «АльфаСтрахование». — Главным образом это объекты, которые принадлежат крупным холдингам и представителям среднего бизнеса. Многие из них еще в конце 2011 года провели тендеры по выбору страховщиков и к 1 января уже являлись обладателями полисов». Большинство же мелких собственников только сейчас озаботились заключением договоров ОПО. В ходе проверок ведомство уже начало штрафовать владельцев предприятий. По расчетам НССО, на сегодня средний размер страховой премии по полису ОПО составляет 43,5 тыс. рублей, в то время как штраф — в десятки раз больше. «Для подавляющего числа владельцев ОПО штрафные санкции являются достаточно значительными, — полагает Светлана Гусар, директор по развитию страхования НССО. — Так, из 300 тыс. опасных объектов более 190 тыс. застрахуют свою ответственность на минимальную сумму в 10 млн рублей — соответственно, по таким договорам страхования размер страховой премии является небольшим. Перед каждым владельцем ОПО встает вопрос: заплатить за полис ОПО в среднем 43,5 тыс. рублей или уплатить штраф, а потом, выполняя предписание надзорного органа, все равно заключить договор страхования».

Страховщикам новый вид обязательного страхования сулит дополнительные прибыли — в масштабах страны речь идет о немалых деньгах. «По нашим прогнозам, в первый год реализации федерального закона, когда свою ответственность обязаны страховать только частные владельцы опасных объектов, объем рынка составит 10-15 млрд рублей», — считает Зинаида Кузьмина. Но многие объекты находятся в федеральной или муниципальной собственности — для них, как и для эксплуатантов лифтов и эскалаторов, обязанность страховать ответственность наступает с 2013 года. Некоторые объекты уже после начала действия закона были исключены из перечня опасных. «До изменения законодательства объем премии в целом по рынку оценивался в 23,5 млрд рублей, но сейчас эта отметка недостижима даже по итогам 2013 года», — сожалеет Светлана Гусар.

Между тем нежелание собственников опасных объектов заключать договоры повышает риски всей системы страхования ответственности ОПО. Так, под вопросом остается судьба компенсационного фонда, из которого будет выплачиваться возмещение потерпевшим в случае, если страховая компания обанкротилась или лишилась лицензии, а также если владелец ОПО неизвестен или его ответственность не застрахована. Из-за того, что не все собственники опасных объектов выполнили свои обязательства, компенсационный фонд уже недосчитается положенных отчислений. Кроме того, пока система не предусматривает ответственности возмещения экологических рисков. «Недавно созданная система страхования ОПО рассчитана на покрытие ущерба от крупных системных аварий, однако вред окружающей среде от аварий законом не покрывается», — говорит Евгений Потапов, гендиректор страховой группы «Межрегионгарант».

В перспективе система страхования ОПО должна привести к тому, что безопасность объектов повысится — в этом будут заинтересованы сами владельцы. Но вряд ли это случится скоро. Уровень износа оборудования на российских предприятиях достигает 50-60%. Ростехнадзор и сегодня выдает предписания по устранению всех выявленных нарушений безопасности на объектах — но часто ли они исполняются? Новый закон гласит: если при расследовании страхового случая выяснится, что невыполнение предписания Ростехнадзора находится в прямой причинно-следственной связи с аварией, страховая компания после выплаты сможет предъявить регрессный иск к владельцу предприятия и взыскать сумму ущерба с него. «Скорее всего, после показательного предъявления 2-3 регрессных требований к владельцам опасных объектов они осознают свою заинтересованность в выполнении предписаний надзорного органа», — говорит Светлана Гусар. Но только всеобщий охват страхованием снизит статистику аварийных случаев на опасных объектах. По расчетам представителей страховых компаний, большинство объектов, подпадающих под новый закон, обзаведутся страховкой лишь в течение полугода. А до этого времени владельцы опасных объектов могут рассчитывать лишь на удачу и не слишком активную работу Росстрахнадзора.

02.04.12 Профиль profile.ru

Оставить комментарий

(Обязательное поле)

(Обязательное поле)

*
= 5 + 5