Неожиданно выпавший в конце марта снег в столице вновь показал актульность проблемы «мелких» ДТП в Москве — дожидаться сотрудников Госавтоинспекции попавшим в аварии водителям в такие дни иногда приходится часами. В ГИБДД против идеи Генпрокуратуры установить временные нормы приезда экипажей на место происшествия и предлагают пойти по пути упрощения процедуры оформления ДТП. На стороне госавтоинтспекторов и страховщики, и депутаты — в Госдуме готовят соответствующие предложения.
Сильный снегопад начался в столице во вторник вечером и продолжается до сих пор. По данным Гидрометцентра РФ, в Москве за сутки выпало почти 40% месячной нормы осадков. К утру среды высота снега в столице достигала 43 сантиметров. С московских улиц за сутки вывезено около 300 тысяч кубометров снега.
В среду утром на дорогах столицы возникли многокилометровые пробки, загруженность оценивалась в 7 баллов из 10 возможных. В настоящее время, по информации сервиса данных «Яндекс.Пробки», хотя затруднений стало меньше, загруженность дорог не превышает 5-6 баллов, движение остается плотным. Ситуацию осложняет многочисленные ДТП.
В марте 2009 года в силу вступил Европротокол — эта схема разрешает участникам ДТП оформлять документы без участия уполномоченных сотрудников полиции, в случае если в происшествии участвовало два транспортных средства, ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО, вред причинен только имуществу, а между участниками ДТП нет разногласий. На сегодняшний день максимальная страховая выплата при упрощенном оформлении ДТП составляет 25 тысяч рублей.
Однако широкого применения Европротокол пока не получил: автолюбители не спешат пользоваться этой схемой, так как боятся неправильно оформить документы и, как следствие, — получить отказ в страховой выплате, или же неправильно определить сумму ущерба, которая в итоге может превысить лимит.
Количество ДТП растет
В Госавтоинспекции МВД России отмечают, что неоднократно предлагали упростить процедуру оформления ДТП — это позволит уменьшить пробки и сократить время прибытия нарядов ДПС на серьезные аварии с пострадавшими. Реализовать же предложение Генпрокуратуры по временным нормам приезда экипажей на место происшествия крайне сложно, в том числе и из-за большой загруженности инспекторов оформлением мелких аварий, объясняют в ГАИ.
По данным статистики, число незначительных ДТП без пострадавших, так называемого «железа», неуклонно растет — если в 2005 году их было зафиксировано 1,7 миллиона, то в 2010 — уже 3,4 миллиона, — сказал в беседе с РИА Новости представитель ГАИ России.
По его словам, сейчас только 5% мелких аварий их участники оформляют самостоятельно, остальные водители предпочитают дождаться инспектора.
Их можно понять, ведь одно дело, когда ДТП оформлено инспектором, который фактически является его свидетелем, а совсем другое — когда сам водитель заявляет о страховом случае. Вполне резонно, что у страховых компаний возникают вопросы, ведь в этой сфере нередко действуют и мошенники. Однако оформление незначительных дорожных происшествий — это большая нагрузка на инспекторов ДПС, а граждане остаются недовольны, так как приходится долго ждать наряды, — сказал собеседник агентства.
В ГАИ считают, что было бы целесообразно разработать механизм, который позволит оформить аварию по упрощенной схеме с минимальными временными затратами.
Надо снимать ограничения
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков согласен с тем, что на практике ограничить время приезда экипажей ДПС на место ДТП невозможно.
Это не отвечает здравому смыслу, поскольку, учитывая реалии крупных городов, регламентировать время прибытия просто невозможно. Время прибытия экипажей ДПС может исчисляться часами, это может быть четыре, шесть, а бывали случаи и восемь часов. Им что, на вертолете прилетать? — сказал Лысаков.
По его словам, в целом не хватает сотрудников ДПС, когда из-за сложных погодных условий увеличивается количество аварий. Аварии, в свою очередь, создают заторы на дорогах и провоцируют пробки. По мнению Лысакова, надо расширить право участников небольших аварий самим составлять протоколы аварии и разъезжаться.
Депутат Госдумы Владислав Резник в ноябре 2011 года внес поправку в закон об ОСАГО об увеличении выплат в рамках Европротокола до 50 тысяч рублей. Законопроект прошел первое чтение в Госдуме. Депутаты от ЛДПР пошли дальше, внеся ко второму чтению законопроекта поправки об увеличении лимита по Европротоколу до 75 тысяч рублей. Минфин поддерживает идею увеличить лимит до 50 тысяч рублей, но отмечает, что эти поправки будут рассмотрены Госдумой вместе с большим пакетом изменений в закон об ОСАГО. По данным источников «Прайма» на страховом рынке, это может произойти не раньше мая текущего года.
В свою очередь Лысаков сообщил, что готовит к внесению в Госдуму законопроект, в котором предлагает полностью снять ограничения на сумму ущерба, при котором протоколы могут составляться на месте мелких аварий без сотрудников ДПС. При этом возможность зафиксировать аварию без сотрудников ДПС он предлагать дать и тем водителям, в которых машины застрахованы по полису КАСКО.
Пока же помочь автолюбителям пытается Российский союз автостраховщиков, профильное объединения страховщиков ОСАГО. РСА утвердил «шпаргалки» для водителей — методологические рекомендации по оформлению документов в рамках Европротокола. Документ, размещенный на сайте Союза, подробно прописывает, как правильно заполнять необходимые формы при ДТП, какие действия водители должны предпринимать в этой ситуации.
Главное — разъяснительная работа
В свою очередь президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин в среду сказал РИА Новости, что проблему пробок из-за мелких ДТП на дорогах можно будет решить, если водители будут готовы в случаях, когда это разрешено правилами, самостоятельно оформлять документы о происшествии. Но для этого, по словам Травина, сотрудники ГИБДД при каждом к ним телефонном обращении о случившемся ДТП обязаны проводить среди водителей разъяснительную работу.
Как отметил эксперт, ГАИ, наоборот, нередко обвиняет водителей, самостоятельно оформивших документы, в том, что они оставили место ДТП, и поэтому автовладельцы просто боятся что-либо предпринимать самостоятельно.
«Я уже давно предлагаю столичному ГУВД и ГАИ, чтобы при каждом телефонном обращении в Госавтоинспекцию о произошедшей аварии сотрудник полиции, принимающий заявку о ДТП, обязательно проводил разъяснительную работу. Чтобы он говорил: «Если вы согласны в оценке обстоятельств аварии, если нет пострадавших, если вы нарисовали схему ДТП, то вы можете спокойно уехать с места ДТП и оформить все здесь, у нас, без всяких проблем; посидите здесь в кабинете, в тепле, в уюте, чаю попьете», — если бы сотрудники ГАИ так говорили, то не было бы этих нелепых пробок из-за мелких аварий и ожиданий сотрудников ДПС по полдня», — заметил Травин.
Он напомнил, что ситуация, при которой водители могут оставлять место ДТП, прописана в правилах дорожного движения, и от того, что автовладельцы эту норму не применяют, они сами же и страдают.
Кроме того, собеседник агентства обратил внимание на то, что при дорожно-транспортном происшествии водители имеют право сами отогнать машины на обочину, не дожидаясь приезда ДПС, — если они уже составили схему ДТП, а их автомобили создают затор на дороге.
«Нарисуйте схему и уберите машину на обочину, где вы не будете никому мешать. Такая норма тоже есть в ПДД, но и она не работает — они (сотрудники ГИБДД) ведь и это не разъясняют. ГАИ словно потеряла дар речи, а мы теряем время в пробках. Я считаю, что это нравственное преступление против города, против тех, кто сейчас простаивает в пробках», — заявил Травин.
Говоря об инициативах установить временные нормы приезда экипажей на место происшествия, эксперт отметил, что, если и вводить эту норму, то с обязательным учетом особенностей каждого региона.
«Правильно было бы, конечно, устанавливать «подлетное» время для отдельных регионов с учетом их конкретных возможностей. Хорошие дороги — значит, сотрудники ДПС должны быстрее приезжать. Плохие дороги и в наличии (у ДПС) только «уазики» — значит, могут дольше ехать к месту ДТП», — сказал эксперт.
В то же время Травин считает, что для такого крупного мегаполиса, каким является Москва, подобная ограничительная мера будет в любом случае неприемлема.
«На это никто и не пойдет, потому что город непредсказуем. Потому что от этого только увеличится риск создания аварийной ситуации на дороге, когда сотрудники ДПС будут в отведенное им время пытаться успеть к месту ДТП. Понятно, что это никому не нужно», — отметил он.
21.03.12 РИА Новости ria.ru
Последние комментарии