Прокуратуры в разных регионах России говорят о массовых нарушениях при заключении договоров ОСАГО в рамках реформы техосмотра – страховщики продают полисы без наличия талона ТО. В отношении страховых агентов надзорные органы направляют представления, заводят административные и уголовные дела. Страховщики настаивают, что работают в рамках закона.
После того как технический осмотр перешел из ведения ГИБДД автостраховщикам, с начала года из разных регионов страны пошли жалобы на то, что отметку о прохождении техосмотра можно получить без фактического инструментального контроля автомобиля. Согласно новым правилам, получить полис ОСАГО без действующего талона техосмотра сейчас невозможно. Страховщики, чтобы не потерять клиентов, стали продавать полисы автовладельцам, у которых нет действующего ТО, и выдают им направление на прохождение осмотра у оператора, с которым у страховщика заключены партнерские соглашения. В установленный в договоре срок водитель должен был пройти техосмотр. Однако поскольку сейчас гаишники проверяют на дорогах только наличие полиса ОСАГО, то проходить техосмотр в таком случае уже необходимости нет.
В основном претензии поступали от конкурентов в адрес крупнейшего игрока на рынке страховой компании «Росгосстрах», которая начала предлагать через партнерскую компанию «Техосмотр» проведение ТО в ускоренном режиме и вместе с продажей полиса ОСАГО. В итоге по всей стране региональные прокуратуры начали проверять законность придуманной «Росгосстрахом» модели.
В понедельник о завершении одной из таких проверок отчиталась прокуратура города Карпинска Свердловской области. Там в отношении филиала «Росгосстраха» возбуждено административное дело по статье 19.7 КоАП «Непредставление сведений» (штраф до 500 рублей для юридических лиц). Как рассказал «Газете.Ru» прокурор города Карпинска Андрей Беспамятных, проверка была проведена по заявлению местного жителя. Он получил талон о прохождении техосмотра на автомобиль, который даже не на ходу. «Машина неисправна, но якобы прошла техосмотр и получила страховку, – пояснил прокурор. – Страховщик выдает техталон, заполненный частично, и требует, чтобы из Карпинска клиент ехал проходить осмотр в Екатеринбург на определенную станцию техосмотра – это в 400 километрах от нас. Никто туда, конечно, не едет, но договор заключен, и в этот же день они должны пройти техосмотр».
При этом в городе есть другие конкурирующие операторы техосмотра. Однако многие автовладельцы, которые не могли пройти техосмотр с первого раза, шли в филиал «Росгосстраха» и сразу получали полис ОСАГО у них. По словам прокурора, в настоящее время устанавливается весь круг автовладельцев, получивших таким образом талон ТО.
Практики в отношении водителей, которые ездят на машинах, получивших полис таким образом, пока нет, однако прокурор не исключил, что все такие договора будут аннулированы.
«Сейчас мы направили в отношении страхового агента исковое заявление в суд о признании ничтожной сделки договора страхования и установления, имеются или нет в действиях страхового агента признаки состава преступления, предусмотренного статьей 159 УК «Мошенничество», – заключил Андрей Беспамятных.
Тем временем уже возбуждено уголовное дело в Псковской области в городе Великие Луки. Там местная прокуратура проверила соблюдение федерального законодательства о техосмотре в другом филиале «Росгосстраха». «При выдаче полиса ОСАГО предлагалось оформление талона ТО и его выдача без предоставления диагностической карты, то есть без прохождения технического осмотра на пункте ТО, – выяснили в надзорном ведомстве. – Правомерность выдачи талонов основывалась на договоре, заключенном между ООО «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр». При этом в бланке о прохождении инструментального контроля страховщики указывали дату прохождения осмотра и «вносили ложные сведения о пригодности транспортного средства для эксплуатации», – сообщает прокуратура Псковской области.
В итоге в отношении должностных лиц филиала «Росгосстраха» возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 327 УК РФ «подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков». Санкции статьи предусматривают до трех лет лишения свободы.
Массовая выдача талонов ТО аналогичным способом выявлена прокуратурой Башкирии, где также можно было получить талон без прохождения технического диагностирования.
Только за январь 2012 года сотрудники филиала «Росгосстраха» «незаконно выдали более десяти тысяч таких талонов», говорится в сообщении надзорного ведомства. Пока прокуроры ограничились представлением в отношении руководителей филиала с требованием прекратить выдачу талонов ТО с нарушениями.
Еще одна прокурорская проверка завершилась в Бурятии. Там операторы ТО, недовольные нечестной, по их мнению, конкуренцией, провели собственное расследование. Они сняли на скрытую видеокамеру материал о том, как покупают талон ТО вместе со страховкой в филиале «Росгосстраха». «Сидит девушка, люди хотят получить полис, – рассказал изданию «Байкал Daily» директор одной из станций техосмотра в Улан-Удэ Леонид Бухольцев. — Но для этого надо пройти техосмотр, на что им отвечают: «Техосмотр вы пройдете у нас». Эта же девушка выписывает талон техосмотра нового образца, которые мы, операторы Бурятии, получим только во втором квартале этого года. Самое главное – последняя графа талона, где должен расписаться технический эксперт. Эта последняя графа пустая. Просто стоит печать ЗАО «Техосмотр». Эти факты в итоге подтвердились в ходе прокурорской проверки. В адрес филиала внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Вице-президент по маркетингу «Росгосстраха» Михаил Рюмин заявил «Газете.Ru», что страховые агенты компании работают в рамках закона и намерены отстаивать придуманную ими модель.
«Наши агенты никогда не выдавали талоны техосмотра, так как это запрещено по закону. Агенты выдают клиентам предзаполненные бланки ТО партнеров «Росгосстраха», аккредитованных в РСА, – объясняет Рюмин модель работы с клиентами. – Затем они направляют клиентов в соответствующие пункты инструментального контроля для обязательного прохождения процедуры техосмотра. Клиенты подписывают обязательство пройти ТО в оговоренный срок. С этого срока им выписывается полис ОСАГО. Эта модель, наверное, не до конца понятна сотрудникам прокуратуры, в связи с чем возникают соответствующие представления в адрес нашей компании, с которыми мы работаем и, соответственно, разъясняем свои позиции. Выданные таким образом полисы ОСАГО – все они однозначно действующие вне зависимости от каких-либо представлений, и страховая компания несет полную ответственность и защищает своих клиентов в обязательном порядке, в том числе и за тех автовладельцев, которые в итоге техосмотр не прошли. Сейчас сторонники старой системы техосмотра, которые хотят работать по старым более высоким ценам, пытаются скомпрометировать эту модель. Месяц назад мы направили запрос в Федеральную службу по финансовым рынкам с просьбой ее рассмотреть всесторонне и дать по ней рекомендации и замечания. До сих пор мы не имеем информации о том, что эта модель неправильная».
Претензии надзорных органов страховщики считают необоснованными. «В Бурятии и Башкирии претензии касаются выдачи талонов, но это не соответствует действительности, так как речь идет о частично заполненных бланках талонов, которые не являются юридическим документом, – объясняет Рюмин. – В Псковской области заводятся уголовные дела, которые тем более не имеют под собой никакого основания. Попытка возбудить уголовное дело по аналогичному поводу была предпринята еще в январе одним из жителей Москвы. СК ему отказал в связи с отсутствием состава преступления, а на днях Савеловский районный суд подтвердил законность вынесенного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела».
Тем временем депутаты отозвали поправки в закон о техосмотре, согласно которому ответственность за прохождение техосмотра предлагалось полностью переложить на автовладельцев. Законопроектом, внесенным в Госдуму «Единой Россией» на прошлой неделе, предлагалось отвязать прохождение техосмотра от покупки полиса ОСАГО. Однако в случае отсутствия действующего техосмотра при ДТП предлагалось ужесточить наказание для автовладельцев и вернуть инспекторам ГИБДД право штрафовать водителей за отсутствие талона ТО. «Мы отозвали законопроект для доработки», – пояснила без уточнения деталей одна из авторов документа глава комитета по финансовому рынку Госдумы Наталья Бурыкина.
20.02.12 Газета.ру gazeta.ru
Последние комментарии