Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Почему банкоматы теперь стало дорого страховать, а также о том, что творится на посткризисном пространстве страхового рынка, рассказал Дмитрий Шапошников, руководитель отдела страхования финансовых институтов ОСАО «Ингосстрах».
— Как давно «Ингосстрах» осуществляет страхование имущественных интересов банков?
— Практически с самого зарождения банковского дела в современной России, с начала 90-х годов прошлого века. Все началось с «классического» страхования имущества финансовых институтов, то есть зданий, мебели, оборудования и т.п. В дальнейшем динамика развития банковского страхования сместилась в сторону страхования ценностей, находящихся в подразделениях банка, а также в банкоматах. С 1997 года в России начало развиваться страхование BBB (страхование от преступлений со стороны нелояльных, нечестных сотрудников). Именно в тот момент «Ингосстрах» стал одним из первых участников рынка, получившим лицензию на этот вид страхования. Примерно тогда же появился такой продукт, как страхование рисков эмитентов банковских карт.

С начала второго тысячелетия практически все виды банковского страхования показывают устойчивый рост. Этот процесс обусловлен активным развитием банковских сетей, увеличением объёмов кредитования, увеличением платёжеспособного спроса на страховые услуги.

При этом, развитие кризисных явлений в экономике последних лет оказало противоречивое воздействие на развитие этого направления страхования. С одной стороны, многие банки из-за ухудшения финансового состояния вынуждены были пойти на сокращение затрат на страхование или даже отказались от продления полисов. С другой – резко выросли «криминальные» риски, что стало серьёзным стимулом для повышения спроса на страхование своих имущественных интересов со стороны определённой части банковского сообщества.

— В последнее время прокатилась волна выплат по страхованию банкоматов, с чем связана эта тенденция, на ваш взгляд?

— Действительно, наибольший всплеск роста количества преступлений наблюдается при страховании банкоматов и денежной наличности, находящейся в них. Наша статистика свидетельствует о том, что за последние полтора года общая сумма заявленных убытков от преступлений в сфере банкоматного бизнеса по сравнению с предыдущими полутора годами в среднем возросла более чем в четыре раза. «Ингосстрахом» с начала текущего года уже урегулировано около 50 убытков, общая сумма страхового возмещения составила за этот период 55 млн. рублей.

По нашим оценкам, общий размер денежной наличности, похищенной за последние 12 месяцев из банкоматов всех российских кредитных организаций, включая лидеров рынка, составил около $10 млн. К сожалению, чаще всего правоохранительные органы оказываются бессильны перед лицом этой угрозы. То есть милиционеры в большинстве случаев не могут ни предотвратить такие преступления, ни обнаружить преступников и похищенные деньги.

Основная причина роста количества «криминальных» рисков, на мой взгляд, заключается в том, что и мировая, и национальная экономики переживает непростые времена. Обычно в такие периоды времени увеличивается преступная активность, в том числе в связи со снижением рентабельности легального бизнеса.

— Что является страховым случаем по полису страхования банкоматов?

— Обычно банкоматы обеспечиваются страховой защитой на случай пожара, взрыва, стихийных бедствий, повреждения водой и действий злоумышленников. Помимо самого оборудования страхование распространяется и в отношении наличности, находящейся в нем. Как правило, при страховании имущества банкоматы и денежные средства в них включаются в общий страховой полис.

— Полисы страхования банкоматов стали дороже из-за роста краж?

— Да, резкий рост убытков спровоцировал изменение тарифов на страхование. Какие то три года назад банкоматы страховались по таким же тарифам, как офис. В 2009 году большинство страховщиков, которые занимались подобным страхованием, вышли в серьёзный минус и были вынуждены резко скорректировать свои тарифы соразмерно уровню возросшего риска. В отличие от многих других видов страхования в этой сфере мы практически не наблюдаем явлений демпинга.

— Эта тенденция не преломилась?

— Тенденция увеличения стоимости страхования будет наблюдаться и в течение ближайшего года. Я не вижу здесь никакой стабилизации. Во втором полугодии мы снова ощутили резкий рост количества и сумм заявляемых убытков. Один из примеров текущего месяца — уведомление о страховом событии на сумму более12 млн. рублей.

— Должны ли банки соблюдать какие-либо требования по безопасности при страховании банкоматов, ценностей на хранении, чтобы прибрести полис?

— У нас нет никаких особых требований. Мы исходим из той ситуации, которая существует в банке, соотносим показатели с нашей статистикой и назначаем адекватную риску стоимость страхования. Примерный разброс страхового тарифа составляет от 0,15% до 0,3% от общей суммы ответственности страховщика. Применение кредитными организациями различных инструментов защиты банкоматов, безусловно, позволяет им получить некоторые «скидки». Например, наличие сигнализации в банкомате может сократить страховую премию на 15–30% от базового тарифа.

— К страхованию каких рисков банки наиболее активно прибегают в последнее время?

— Рынок, безусловно, «выстрелил» по D&O (страхование ответственности органов управления компании, то есть директоров и должностных лиц – прим. ред.). Кризис отступил, поэтому организации стараются выходить на глобальные финансовые рынки. Там риски возникновения претензий в разы выше. Все эти банки приобретают полис D&O. Кроме того, такой полис имеют многие кредитные организации с участием иностранного капитала. Однако хотел бы отметить, что и у отечественных банков полисы D&O вскоре смогут стать и более популярными.

Законодательные новшества в России могут поспособствовать расширению списка возможных претензий к топ-менеджменту финансовых институтов.

Всего по страхованию D&O у нас около 40 действующих договоров страхования, самый крупный как раз Сбербанк.

— То тут, то там слышишь, что у людей в магазинах и банкоматах считываются ПИН-коды, а затем деньги уходят со счетов. Выплаты по данному виду страхования выросли?

— Действительно, постоянно возникают новые виды мошенничеств, с которыми сталкиваются банки. Проблема в том, что эти аферы трудно идентифицировать. Раньше происходило так – клиент совершал покупку в магазине, а затем происходили несанкционированные снятия. Сейчас же такие случаи происходят при обналичивании средств в банкоматах с использованием ПИН-кода.

Вообще, тенденция постоянного увеличения количества и сумм убытков наблюдается в этом виде страхования на протяжении последних трех лет. В среднем на 10-20% ежегодно. Особенно следует выделить те кредитные организации, которые занимаются потребительским кредитованием на базе карт, а также крупные банки, имеющие серьезный объем эмиссии – более нескольких сотен тысяч карт.

— С другой стороны, это, вероятно, дало толчок для развития данного вида страхования?

— Да, с начала 2009 года «Ингосстрах» увеличил количество действующих «карточных» программ, в том числе за счёт расширения объёма предоставляемого страхового покрытия.

— Какова средняя сумма выплат по страхованию эмитентов?

— Средняя сумма выплат по одному случаю варьируется от $500 до $1000. У крупных банков с «зарплатными» проектами сумма убытков за год может достигать $1 млн.

— Что покрывает полис страхования BBB?

— ВВВ – это комплексный полис, который позволяет банку компенсировать убытки, связанные с различного рода преступлениями. Набор их достаточно велик. Наиболее распространённый пример – это нелояльные действия сотрудников банка при выдаче кредита. Далее по частоте совершаемых преступлений идут ограбления инкассаторов, а также структурных подразделений банков. Нередки случаи, когда злоумышленники пытаются завладеть средствами клиента банк путём использования поддельных документов.

— Что происходит со сборами и выплатами по страхованию ценностей на хранении? Вы говорили, это один из первых видов страхования, освоенный банками.

— Страхование ценностей – довольно популярный вид страховой защиты. Это обусловлено не только стремлением банков обезопасить свою деятельность. Актуальность данного направления страхования также связана с требованиями регулятора к государственной регистрации кредитных организаций и получением лицензии на осуществление банковских операций.

Кредитным организациям при регистрации своих новых структурных подразделений приходится решать, что выгоднее – переоборудовать помещения для хранения ценного имущества согласно достаточно жестким требованиям Банка России или приобрести полис страхования ценностей. В прошлом году «Ингосстрах» урегулировал убыток по этому виду страхования. Выплата достаточно весомая – 7 млн. рублей. Судя по сообщениям из СМИ количество случаев ограблений банковских офисов постоянно растёт.

— Какой вид страхования сейчас наиболее популярен среди банкиров?

— Страхование банкоматов. Также растет популярность страхования терминалов моментальной оплаты. В связи с произошедшими законодательными изменениями, многие сети терминалов сейчас находятся под контролем банков. То есть их уже страхуют кредитные организации. Но есть и самостоятельные, не связанные с банками, игроки.

— Что, вообще, происходит с расценками на страховые полисы для банков?

— Стабильно низкая цена предлагается участниками рынка в отношении банковских офисов, оборудования, мебели и т.п. Однако в тех видах страхования, где риски возросли, повышаются и тарифы. Это, в первую очередь, касается страхования наличности в банкоматах и операционных кассах. Растут тарифы по комплексному страхованию ВВВ, прежде всего из-за увеличения стоимости западного перестрахования.

Что касается страхования D&O, то последние годы цена полиса для топ-менеджмента снизилась в 3–4 раза. Но дальше падать некуда. Цены и так на самом низком уровне. Российское законодательство идет по пути постепенного расширения возможностей для предъявления претензий к руководителям организаций. Так что, возможно, тарифы по данному виду страхования пойдут в рост из-за увеличения убыточности. Однако пока говорить об этом рано.

— Какое время уходит на урегулирование убытков по упомянутым направлениям?

— Срок рассмотрения претензии зависит от вида страхования, а также того неблагоприятного события, которое случилось у клиента. Основное время занимает процесс сбора страхователем документов, подтверждающих размер и факт наступления страхового случая. Могу сказать, что в среднем со дня заявления претензии до момента выплаты страхового возмещения проходит около 2-3 месяцев. Такой срок характерен для большинства видов банковского страхования.

Исключением является наверно, только страхование ВВВ. Здесь в связи со сложностью рассматриваемых случаев период расследования преступлений правоохранительными органами, а также сбора доказательств может иногда затянуться на несколько лет. Прежде всего, речь идёт о противоправных действиях сотрудников банка.

— Кто ваши конкуренты на этом рынке?

— Большинство крупных российских страховщиков активно предлагают кредитным организациям свои услуги по страхованию их имущественных интересов. Наиболее серьёзная борьба разворачивается в сфере классического страхования имущества. Все остальные специфические виды банковского страхования, привлекают к себе внимание лишь немногих крупных игроков рынка.

Причины различны. В одних случаях требуется наличие персонала, обладающего узкоспециализированными знаниями и опытом страхования специфических рисков, в других – резко негативная непредсказуемая ситуация с убытками, в иных — значительные трудозатраты на обслуживание договора.

— Как ОСАО «Ингосстрах» хеджирует (перестраховывает) такие виды бизнеса? Перестраховываются ли эти риски на Западе или страхуются на российском рынке?

— Перестрахование осуществляем только в отношении крупных договоров ВВВ и страхования инкассаторских перевозок с общей страховой суммой обычно выше 1 — 2 млн. долл. США. Все остальные банковские риски Ингосстрах оставляет на собственном удержании. Помимо прочего это позволяет оперативно и без оглядки на мнение перестраховщика принимать решения по выплате страхового возмещения.

При перестраховании в основном используются ёмкости лондонского рынка – традиционного места по страхованию рисков финансовых институтов.

Банкир.ру | 08.11.2010 08:20 | Фаина ФИЛИНА

Оставить комментарий

(Обязательное поле)

(Обязательное поле)

*
= 5 + 8