Страховщики готовы взять на себя ответственность за недобросовестных агентов, и соответствующие нормы в законе скоро им в этом помогут. К такому выводу пришли участники состоявшегося в РБК «круглого стола» «Вопросы соблюдения и защиты прав потребителей в страховании», где присутствовали начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков, сопредседатель Союза потребителей Геннадий Черкесов, а также зампред Международного союза юристов Игорь Трунов.
Страховые агенты и брокеры, как, впрочем, и сами страховщики, все чаще дают повод подозревать их в злоупотреблении доверием, мошенничестве и преднамеренном доведении до банкротства. По оценке страховых компаний, ущерб от таких действий за последние три года оценивается в 500 млн руб.
Типичная схема мошенничества страховых агентов выглядит так: получив бланки полисов ОСАГО у страховой компании, агенты реализуют их, а полученные деньги оставляют себе и скрываются. В результате более 200 тыс. добропорядочных автовладельцев владеют полисами, по которым страховщики не понесут никакой ответственности. На практике многие страховые компании списывают такие полисы, объявляя их утраченными.
Страховщики уверены, что должны нести ответственность за действия недобросовестных агентов. Первый заместитель гендиректора СК «Ростра» Виталий Федоренков заявил, что «большие проблемы с агентами возникли у тех страховых компаний, которые в определенный период в погоне за клиентами набирали себе агентов, несильно оценивая их качество и возможные риски». Г-н Федоренков уверен, что в этом случае страховщик обязан отвечать за действия агентов и тщательнее подходить к их отбору.
Вместе с тем директор правового департамента «Русская страховая транспортная компания» Максим Тихомиров отметил, что нести обязательства по полисам, платежи по которым не поступали страховщику от агентов, — неправильно.
Вице-президент Российского союза автостраховщиков Галина Ершова отметила, что страховым компаниям необходимо быть более открытыми и публиковать списки действующих агентов на своих сайтах. Директор юридического департамента СК «Оранта» Константин Акилов, в свою очередь, предложил создать базу недобросовестных страховщиков.
Виталий Федоренков отметил, что 20—30% страховых случаев — мошеннические действия самих клиентов. «Почему-то некоторые из них считают, что страховые компании — «жирные коты», которых вполне можно нагреть на 5—7 тыс. руб.», — заявил г-н Федоренков.
Подводя итог обсуждению, замдиректора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева заявила, что регламент работы страховых компаний и брокеров, особенно в части их финансовых отношений, будет ужесточаться. Соответствующие поправки в закон «Об организации страхового дела» уже проходит процедуру согласования у юристов и в марте-апреле правительство будет его рассматривать и затем направит на рассмотрение в Госдуму.
Яна Зайцева (РБК daily)
Последние комментарии