Сто лет миновало со дня самого известного ограбления музея, но некоторые вопросы этой истории так и остались загадкой. Как Винченцо Перуджа удалось проникнуть в Лувр и украсть «Мона Лизу» кисти Леонардо да Винчи?
Многие произведения искусства недостаточно хорошо защищены. Это тревожный сигнал, особенно в сезон отпусков. Коллекционеры недооценивают риск кражи. Сумма ущерба в результате хищений произведений искусства по всему миру составляет до 6 млрд. евро в год1. Этот показатель ставит кражу произведений искусства в один ряд с крупнейшими видами преступной деятельности, которая по своему масштабу уступает лишь отмыванию денег, наркотрафику и торговле людьми.
«Грабителями в первую очередь движет спекулятивная оценочная стоимость произведений искусства, жажда наживы и незнание рынка. С другой стороны, сами владельцы зачастую бывают наивны. Они не верят, что их могут ограбить, до тех пор, пока это не случится с ними на самом деле», — говорит руководитель Департамента страхования произведений искусства Allianz Германия Георг Фрайхерр фон Гумппенберг.
Знаменитая кража «Мона Лизы» привлекла внимание всего мира. К счастью, Винченцо Перуджа был пойман при попытке продать полотно одному итальянскому торговцу. Шедевр был найден в 1913 году, 27 месяцев спустя после кражи. Однако далеко не каждый случай кражи заканчивается так благополучно.
Кража — не единственный вид ущерба
Помимо кражи произведения искусства подвержены многим другим опасностям. Существует целый перечень возможных сценариев: в галерее случился потоп, и картины необходимо перевезти в другое место; во время приёма один из гостей закружился в танце и упал на картину XVII века; дом был разрушен торнадо и т.п.
Страхование произведений искусства защищает интересы частных коллекционеров и владельцев частных музеев. Allianz предлагает оптимальные страховые решения для любого продукта: будь то произведение искусства, предмет мебели или антиквариат. Варианты страховых программ включают специальное покрытие для произведений искусства и ценностей, страховку от кражи и повреждений от огня, протечки водопровода или ураганов.
Наслаждайтесь коллекционированием без забот
Финансовый кризис не снизил активность рынка произведений искусства. Эксперт Георг Фрайхерр фон Гумппенберг заявляет: «На рынке наблюдается общая тенденция, согласно которой покупатели в настоящее время предпочитают вкладывать больше средств в материальные активы, а не в ценные бумаги. Судя по всему, эта тенденция благоприятно сказывается на рынке произведений искусства. По крайней мере, об этом говорят высокие показатели продаж последних торгов и аукционов».
Если вы хотите владеть произведением искусства в течение длительного срока, необходимо продумать защиту и минимизировать риски для данного имущества. Эксперты Allianz предлагают компетентные консультации, транспорт и охранное оборудование. Allianz располагает множеством страховых решений с учетом индивидуальных потребностей клиентов для всех видов ценного имущества — будь то картины, скульптуры, монеты, ковры, мебель, медали, часы или фарфор.
Если вы коллекционируете произведения искусства или просто владеете каким-либо ценным имуществом, не забудьте его застраховать.
Артем Искра, Директор Департамента страхования имущества физических лиц ОАО СК «РОСНО»:
«Рынок страхования предметов искусства слабо развит в нашей стране. Среди основных факторов, обуславливающих такую непопулярность страхования частных коллекций, следует отметить следующие:
— коллекционеры попросту боятся «светиться» где бы то ни было;
— принятие на страхование таких ценных объектов всегда предусматривает экспертизу и соответствующие затраты клиента на ее проведение;
— не все предметы искусства частных коллекций приобретаются открыто и некоторые из них могут иметь «серое» прошлое.
Страхование предметов искусства всегда предусматривает их оценку. Стоимость и подлинность таких объектов оценивается независимой экспертизой. Также стоимость может подтверждаться платежными документами, аукционными листами, инвойсами и т.д. Как правило, договоры страхования также предусматривают особые условия безопасности и хранения ценных предметов. Так, например, при страховании антикварного музыкального инструмента обязательна его перевозка/переноска в несгибаемом футляре только в качестве ручной клади, запрещается перевозка общественным транспортом. Разрабатываются специальные правила хранения: сейф, сигнализация, металлическая дверь и т.д., но все это индивидуально, в зависимости от специфики объекта. Для картин в качестве необходимого условия нередко может предусматриваться наличие оборудования, поддерживающего определенную температуру и влажность воздуха в помещении и т.п. Зачастую компания при приемке объекта на страхование устанавливает требования к охранной и пожарной безопасности. Дополнительных мер для обеспечения сохранности ценных предметов компания не предпринимает, за исключением случаев, когда имущество перевозится куда-либо. Тогда компания может предоставлять соответствующее сопровождение.
Стандартным исключением из покрытия являются действия страхователя/выгодоприобретателя, поэтому от образа жизни страхователя зависит, получит он страховое возмещение или нет. В дополнение страховая компания требует незамедлительного уведомления о любых изменениях, касающихся объекта страхования и условий его содержания, отличающихся от согласованных при заключении договора
Иногда могут возникать проблемы в процессе заключения договора, как правило, это касается стадии оценки подлинности и стоимости объекта. Порой возникают сложности с перестраховщиками, особенно если это западные компании, которые требуют повышенных мер по безопасности, а так же описания «социального портрета» клиента. А российская действительность такова, что у неработающего гражданина Х может в собственности находиться коллекция стоимостью в несколько миллионов долларов, и это не может не вызвать определенных вопросов и подозрений.
Однако, думаю, что данный рынок будет развиваться умеренно, хотя взрыва и не предвидеться. На рынке существуют всего несколько компаний, специализирующихся на данном виде страхования. Сейчас основными заказчиками являются музеи, фонды, выставочные экспозиции, театры. Частные коллекционеры прибегают к услугам страхования гораздо реже. Стоимость страхового полиса зависит от многих факторов и варьируется от 0,4 до 1% от страховой суммы».
К сожалению, в России культура страхования достаточно низкая, вообще. Что уж там говорить о страховании предметов искусства. Возможно, частные коллекционеры и будут страховать свои выставочные экспонаты на время их показа в музее или в галерее. Но вот в месте их постоянного хранения/нахождения — это вопрос.