Росстрахнадзор обеспокоен резким ростом интереса множества небольших компаний к бизнесу автострахования. Эти страховщики могут уйти с рынка по-английски и клиентам останутся одни убытки, опасаются чиновники.
Российские страховщики в первом полугодии этого года продали полисов (без учета сборов по ОМС) на 331,7 млрд руб., выплатив клиентам 144,8 млрд руб., сообщил Росстрахнадзор (сейчас присоединяется к Федеральной службе по финансовым рынкам, ФСФР). Премии выросли к январю — июню 2010 г. на 16,2%, выплаты — на 7,3%, и более быстрый рост сборов, а не выплат удручает руководителя ФСФР Дмитрия Панкина. «Картина, когда выплаты меньше 50% от премий, повторяется из года в год, и это не говорит о здоровом состоянии рынка», — заявил чиновник вчера.
Рост премий был зафиксирован во всех федеральных округах, хотя во время кризиса так было далеко не везде, когда наращивали бизнес лишь страховщики ЦФО. Это говорит о том, что «рынок ожил везде, до самых до окраин», комментирует руководитель Росстрахнадзора Александр Коваль: «Страховая отрасль находится на понятной и устойчивой траектории роста».
Концентрация рынка продолжает увеличиваться, отмечает начальник управления страхнадзора Татьяна Майорова: на первую десятку страховщиков-лидеров в первом полугодии пришлось 57% общерыночной премии, на топ-20 — 70%, на топ-50 — 85%, на топ-100 — 93% всех сборов. В ОСАГО концентрация еще выше: на топ-10 пришлось 74% сборов по автогражданке, а на топ-50 — уже 97%.
Сильнее всего в первом полугодии выросли премии по страхованию жизни: на 64% до 14,7 млрд руб. Этот рост обусловлен восстановлением кредитования и, в частности, автокредитования, а также тем, что растут премии в корпоративном сегменте — компании восстановили штат сотрудников и возобновили страховые программы для них, объясняет президент компании «Алико» Александр Зарецкий.
На 1 июля 2011 г. в России было зарегистрировано 597 страховых компаний, но лишь 210 из них отвечают требованиям минимального размера уставного капитала (вступают в силу 1 января 2012 г.), следует из данных страхнадзора. Совокупный размер дефицита капитала на 1 июля — 45,3 млрд руб., уточнила Майорова. За II квартал страховщики ликвидировали 5 млрд руб. дефицита капитала. Любопытно, что страховщики с нехваткой капитала собрали 15% всей рыночной премии в первом полугодии.
Если компании не дотягивают даже до тех минимальных с точки зрения надежности страхового бизнеса нормативов по размеру уставного капитала, которые предложены в законе, им не место в страховании, категоричен президент «Ренессанс страхования» Борис Йордан. Уход таких игроков сделает рынок прозрачнее, будет меньше схем, недобросовестных сделок и демпинга, от чего компании первой двадцатки только выиграют, считает он: «Дело не столько в премиях, сколько в общей инвестиционной привлекательности рынка, следующим шагом развития которого должен стать переход на другой стандарт — соответствие капитала объемам продаж и обязательств».
По мнению Коваля, «пара сотен» компаний после 1 января 2012 г. «не успеют к финишу».
Страхнадзор выделил опасную тенденцию, которая беспокоит чиновников, говорит Майорова. Несколько десятков компаний «безумными темпами» увеличивают свои портфели по автострахованию — по ОСАГО и каско. Чиновники будут мониторить деятельность таких страховщиков и направят им запросы, отмечает Майорова. Большое число страховщиков собирают премии, не заботясь о будущем, добавляет Коваль. Среди них много компаний с дефицитом капитала и если за ушедших с рынка ОСАГО страховщиков платит РСА, то от страховщиков-банкротов, которые занимались каско, клиенты ничего не получат, сетуют чиновники.
17.08.2011 Ведомости vedomosti.ru Иллюстрация «За рулем»
Я вообще не понимаю, как можно страховать свою машину в малоизвестной компании, только лишь потому, что у них КАСКО стоит дешевле! Ведь можно спокойно подобрать хорошие тарифы у того же брокера, который мониторит все компании на рынке и предложит на выбор десяток компаний с самыми лучшими ценами. если не доверяетет брокеру — обращайтесь напрямую в страховую компанию, только выбирайте лучше.
Люди сами виноваты. Хотят заплатить три копейки и чтобы выплачивали без проблем! Такого не бывает. Бывает оптимальное соотношение цена/качество. Страховой продукт — это тоже самое, что и продукты питания, и одежда, и отдых. Если вы хотите хорошо отдохнуть — вы поедете в пятизвездочный отель, предварительно прочитав отзывы о нем. Точно также надо и страховую компанию выбирать.