Утвержденное недавно правительством РФ повышение региональных коэффициентов к тарифам ОСАГО, несомненно, увеличит объём рынка. Поддерживаемое президентом введение в России обязательного страхования ответственности директоров в госкомпаниях также приведет к созданию дополнительного рынка для страховщиков. Правда, в отличие от ОСАГО, страховых случаев по страхованию ответственности директоров пока не было зафиксировано. Но, поскольку, в данном случае речь идет о коммерческом страховании государственных интересов и о формировании некоего сегмента российского страхового рынка, то мы, по крайней мере, можем наблюдать за процессом. Если страховые случаи будут, то заинтересованные лица смогут почерпнуть сведения из СМИ или из отчетности страховщиков.
Но со вступлением в силу закона №236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков» от 18.07.2011 Внешэкономбанк создает открытое акционерное общество, предназначенное для страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков. Страхователями будут являться российские экспортеры товаров (работ, услуг), российские инвесторы, осуществляющие инвестиции за пределами территории Российской Федерации, их иностранные контрагенты по соответствующим сделкам, а также российские и иностранные кредитные организации, осуществляющие кредитование соответствующих сделок. При этом осуществление данного вида страхования ведется без получения лицензии и вне ограничений, накладываемых Законом «Об организации страхового дела» (ст. 1, п. 2 ст. 4 закона №236-ФЗ). Таким образом, если того не захочет Внешэкономбанк, либо это специально не будет прописано в учредительных документах ОАО, страховое сообщество никогда не узнает ни результатов страховых операций нового специализированного страховщика, ни каких-либо сведений о его деятельности в привычном формате (сайт, страховые СМИ, форумы, реклама и т.д.).
Справедливости ради надо отметить, что ранее планировалось создание данного финансового института в форме государственной корпорации, о чем и упоминалось в Законе «Об организации страхового дела» (п. 5 ст. 1 в старой редакции). Страховщик экспортных кредитов в форме госкорпорации не обязан был бы раскрывать вообще никакую информацию, и был бы полностью выведен из-под контроля государственных органов (например, «Роснано» или «Ростехнологии»).
Государственный страховщик в форме ОАО, видимо, по мнению законодателей, должен успешнее конкурировать с коммерческими страховыми компаниями. А конкурировать есть за что, но практически не с кем.
Общий объём экспорта России в 2010 году составил $400 млрд., но на рынке страхования экспортных кредитов присутствует всего несколько компаний, объём премий которых (в совокупности по нескольким видам кредитного страхования) составляет в 2010 г. менее 1 млрд. руб. Мы предполагаем, что на страхование экспортных кредитов в этой сумме приходится самая небольшая часть, т.к. основные объёмы премии по кредитному страхованию приходятся на страхование торговых кредитов (рисков отсрочки платежа) и страхование дебиторской задолженности российских контрагентов. А в целом, если не считать 2010 год, когда на рынок вышли 2 новых страховщика (правда, со «старым» менеджментом) рынок кредитного страхования растет очень медленно. Тому причиной служат особенности структуры российского экспорта, отсутствие спроса на данный вид страхования у российских предприятий (большинство клиентов страховщиков в кредитном страховании — иностранные компании) и отсутствие экономических стимулов у предприятий (страховые взносы, уплачиваемые страхователями, не учитываются в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль). Так что, при огромном потенциальном объёме рынка вновь создаваемому государственному страховщику достанутся крохи, если только страхование экспортных кредитов не станет обязательным приложением к участию Внешэкономбанка в экспортных операциях наших предприятий и инвесторов. При этом данному страховщику придется искать клиентов на другом страховом поле. Навряд ли те несколько операторов, что уже осуществляют операции по страхованию экспортных кредитов, (среди них «Ингосстрах ОНДД», «Кофас Рус» и «РОСНО» совместно с немецким Hermes), уступят своих клиентов государственному ОАО.
Нам представляется, что вместо создания государственного страховщика с непонятными полномочиями и призрачными планами (который также вполне может стать монополистом) гораздо более полезно для российской экономики было бы внести поправки в Налоговый кодекс, разрешив предприятиям относить платежи по кредитному страхованию на себестоимость и уменьшать налогооблагаемую базу. Тогда бы точно страховщики получили новый страховой рынок.
01.08.2011 Прайм
Последние комментарии