Арташес Сивков, заместитель гендиректора «Росно»
В I квартале 2011 г. российский страховой рынок, к удивлению многих, продемонстрировал весьма высокую динамику роста. Удивление было тем больше, чем неожиданнее стал рост практически всех сегментов страхового рынка — жизнь, добровольное медицинское страхование (ДМС), автоКАСКО, страхование от несчастных случаев (НС), недвижимости, финансовых рисков и т. д.
Ухудшение показателей наблюдалось только в двух сегментах — страховании ответственности и входящем перестраховании. Ключевым фактором для сокращения первого из указанных сегментов стало сворачивание страхования ответственности по госконтрактам. Этот вид страхования, показавший экономическую неэффективность, был фактически упразднен в 2010 г. Входящее перестрахование уже давно считается «безнадежным больным», российские компании вот уже много лет подряд шаг за шагом сдают свои позиции западным перестраховщикам.
Тем на менее, валовые показатели сбора премии по рынку в целом увеличились на 16%, достигнув 169 млрд руб. (без учета ОМС). Выплаты выросли гораздо скромнее, до 68 млрд руб., т.е. менее чем на 7%.
Возникает закономерный вопрос: как в России так успешно возрождается целая финансовая отрасль? Вопрос тем более актуален, что большинство экономистов до сих пор не могут определиться с тем, вышла ли уже отечественная экономика из кризиса или еще продолжает в нем пребывать. Да и большинство макроэкономических показателей наводят на не слишком оптимистичные размышления.
Скорее всего, мы наблюдаем набирающий силу восстановительный рост страховой отрасли. Вслед за увеличением продаж новых автомобилей оживляется автокаско. Развитие банкострахования толкает вверх объемы бизнеса по страхованию жизни (как краткосрочных договоров с банковскими заемщиками, так и накопительного страхования жизни), страхованию НС, риска потери работы. Пожары прошлого лета увеличили интерес физических лиц к страхованию индивидуального жилья. Возрождается строительство как коммерческой недвижимости, так и жилой — вместе с ними оживает страхование строительно-монтажных рисков.
В то же время в сегменте ДМС мы видим отчаянное балансирование большинства страховщиков между стремлением снижать «до последнего» тарифы на тендерах и невозможностью оплачивать возрастающие счета лечебно-профилактических учреждений. Аналогичная проблема возникает в корпоративном сегменте страхования имущества и ответственности — тарифы достигли столь малых величин, что дальнейшее перестрахование рисков с нулевой маржей считается уже достаточно успешным бизнесом. Откуда же рост в корпоративном имуществе и ответственности? Мнения экспертов расходятся, совпадая лишь в одном: удивительные объемы прироста бизнеса показали страховые компании, обслуживающие крупнейшие ФПГ и естественные монополии, славящиеся непрозрачностью своих денежных потоков.
Невольно вспоминается статистика оттока капитала из России и мнение министерства финансов о том, что формы ухода капиталов очень разнообразны и с трудом поддаются учету.
Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что российский страховой рынок жив и даже активно нащупывает новые точки роста. И несмотря на то, что есть еще элементы непрозрачности, от года к году он становится все более открытым и понятным как для самих страховщиков, так и, что принципиально важно, для конечных потребителей.
28.06.2011 Ведомости
Если страховой рынок растет — значит экономика растет. Главное, чтобы цена на нефть не падала. Тогда и у населения, и у корпоративного сектора будут деньги и они будут страховать свои риски. Всем пожелаю удачи в бизнесе! 🙂