За прошлый год объём страховых премий, собранных в Петербурге, вырос на 31%, до 123,8 млрд рублей. В 2020-м повторить успех шансов нет. Но отдельные игроки, допуская спад на рынке, прогнозируют свой рост на 10–15%.
Перевод портфелей
Главный вклад в рывок местного страхового рынка в прошлом году внёс «СОГАЗ», перерегистрировавший на петербургский филиал портфель премий крупного клиента, ранее «прописанного» в Москве. Так говорят на рынке, компания комментариев «ДП» не предоставила. Динамика собранных премий у «СОГАЗа» за 2019 год: +454%, а общий объём превысил 35 млрд рублей, что сделало страховщика лидером в городе по показателю. На втором месте «РЕСО-Гарантия», у неё сборы снизились на 7%. Чуть меньше потеряла в премиях группа «Ренессанс Страхование». Зато другие крупные игроки, «АльфаСтрахование» и «Ингосстрах», добились прироста показателя на десятки процентов.
Другим заметным событием стала покупка Совкомбанком петербургского «Либерти страхование». Менее позитивная новость от «Адвант-Страхования» — она не сумела привлечь в уставный капитал необходимую для продолжения деятельности сумму и сдала лицензию.
«По рынку в регионе прогнозируется спад около 15%, а в “РЕСО-Гарантия” в Петербурге и Ленобласти в 2020-м может быть рост сборов в районе 5–10%, в основном за счёт страхования недвижимого имущества и медстрахования (корпоративного и частного). В сложное время возрастает тревога о здоровье и потребность в страховой защите. При этом наблюдается некоторое падение в корпоративном страховании из-за спада активности производств, уменьшения операций по лизингу. Количество договоров тоже вырастет процентов на десять. Пока что незаметен рост стоимости страховок, нет роста платёжеспособности населения из-за пандемии», — делится Дмитрий Большаков, замгендиректора САО «РЕСО-Гарантия».
Директор петербургского филиала «АльфаСтрахование» Виталий Батов полагает, что рынок немного вырастет. «Но рост будет обеспечен переводом части портфеля из Москвы в Петербург одной крупной страховой компании, — уточняет он. — А конкурентные локальные рыночные сборы по многим видам будут снижаться на 5–10%. Это касается и каско, и ОСАГО, и ДМС. Возможно, несколько поддержит сборы валютная составляющая (там, где страховые суммы и премии по договорам привязаны к долларам и евро). Но на результаты года повлияет снижение сборов во II квартале, когда и физические, и юрлица были вынуждены снизить активность. Динамика сборов страховщиков в III квартале даёт восстановление, но не 100%».
Моторы крутятся
Доминирующими видами страхования в Петербурге у крупных игроков обычно выступают каско и ОСАГО. Как говорит директор филиала «Ингосстраха» в Петербурге Владимир Храбрых, на них у филиала приходится порядка 70% сборов (примерно столько же — у «РЕСО-Гарантии»). И именно ОСАГО принесёт «Ингосстраху» наибольший рост сборов в текущем году — порядка 30% к результатам 2019 года, ожидает менеджер. «Что касается каско, здесь мы также ожидаем увидеть положительную динамику, но не такую значительную — на уровне 1–2%. В целом же рассчитываем, что удастся увеличить сборы по рознице на 10%, а по корпоративному страхованию зафиксировать результаты прошлого года. Общий прогноз по сборам филиалов по итогам 2020 года — плюс 5–6% к прошлогодним показателям», — говорит он.
«Моторное страхование стагнирует — нет продаж новых авто. В ОСАГО обозначилась ценовая конкуренция после расширения тарифного коридора и большей индивидуализации тарифов», — добавляет Дмитрий Большаков.
Двоякое влияние вируса
Пандемия нанесла сильный удар по отдельным видам страхования, заставив перестроить бизнес-процессы. Но участники рынка отмечают и позитивные итоги карантинов. «Компания перешла на электронный документооборот с клиентами и агентами. Это позволило не снизить продажи, более того, качество работы улучшилось, в этом помогают достаточно функциональные мобильные приложения для агентов и для клиентов», — рассказывает Дмитрий Большаков.
«Есть виды страхования, по которым число договоров снизилось в разы: зелёная карта, страхование медрасходов выезжающих за рубеж, — сетует Виталий Батов. — При этом количество договоров по видам страхования, не связанным с выездом, у нас растёт, и это говорит о том, что спрос как минимум не снижается. Однако видим снижение среднего чека по договору. Во II квартале выплаты снизились по автострахованию и ДМС из-за снижения трафика и аварийности на дорогах, а также вследствие снижения обращаемости в клиники за плановой помощью. В III квартале увидели восстановление убыточности, в том числе благодаря отложенному спросу».
«С одной стороны, в связи с ограничительными мерами дорожное движение на несколько месяцев фактически было остановлено, что привело к снижению убыточности в очень значимом для нас с точки зрения объёмов моторном страховании. С другой стороны, продажи в тот период также сократились. За летом ситуация стабилизировалась, и благодаря продуманной продуктовой линейке и взвешенным тарифам удалось наверстать упущенное и улучшить показатели», — заключает Владимир Храбрых.
03.10.20 Деловой Петербург dp.ru
Последние комментарии