Тарифы для каждого автовладельца пересчитают индивидуально
Для легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, коридор стоимости ОСАГО расширяется на 10% в обе стороны. Сейчас минимальное значение базовой ставки равняется 2746 руб., максимальное – 4942 руб. Таким образом, согласно новым правилам минимальный тариф по этой группе составит 2471 руб., максимальный – 5436 руб., рассказал зампредседателя ЦБ Владимир Чистюхин. Тариф ОСАГО для юридических лиц расширяется на 20% в обе стороны, по такси – на 30%, по грузовым автомобилям – на 20%. Для автобусов, трамваев и троллейбусов ставка снизится на 5%, уточнил Чистюхин.
Нынешнее расширение ценового коридора – второй этап реформы системы ОСАГО, направленной на индивидуализацию страховых тарифов. На первом этапе в 2019 г. тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз, а система расчета коэффициента возраст – стаж (КВС) – почти до шести десятков ступеней. Кроме того, был введен новый порядок применения коэффициента бонус-малус (КБМ), который теперь сохраняется за водителем в течение года, не сгорая при перерывах в страховании, как это было раньше.
Результаты вполне позитивные. Согласно данным Российского союза автостраховщиков (РСА), по итогам 2019 г. средняя цена полиса ОСАГО в России снизилась по сравнению с 2018 г. на 4,9% – с 5701 до 5423 руб. Средняя выплата, напротив, возросла – с 67 010 до 68 600 руб. (на 2,3%).
Новый ценовой коридор по ОСАГО начнет действовать 24 августа. Тогда же вступят в силу поправки в закон об ОСАГО, согласно которым стоимость полиса будет определяться для каждого водителя индивидуально. Страховщики будут учитывать наличие грубых нарушений правил дорожного движения – для лихачей ОСАГО подорожает в разы. Зато дисциплинированным водителям страховка будет обходиться существенно дешевле. По статистике РСА, более 70% аварий устраивают всего 5% водителей – все остальные автовладельцы, по сути, вынуждены из-за них переплачивать за ОСАГО. В конце августа эта ситуация изменится.
Банк России также внесет в закон уточнение о том, что страховщики не должны учитывать при расчете стоимости полисов.
Например, на цену ОСАГО не должны влиять национальная, языковая или расовая принадлежность водителя, его политические взгляды, должность или вероисповедание.
В ЦБ считают, что расширение тарифного коридора не приведет к росту цен на полисы ОСАГО и массовому пересмотру стоимости страховок ближе к верхней границе коридора. По словам Чистюхина, если изменения и будут, то затронут они наиболее аварийных водителей. В других странах подобные реформы приводили к снижению средней цены полиса на 15%.
Однако российские автостраховщики, которые в последние годы жалуются на убытки по ОСАГО, похоже, нацелены на повышение тарифов. В конце июня президент РСА Игорь Юргенс в очередной раз сообщил, что средняя выплата по ОСАГО с начала 2020 г. выросла по всем типам транспортных средств. Это связано с ростом курса доллара, который приводит к повышению рублевой цены запчастей. Значит, как уверял Юргенс, убыточность обязательной автогражданской ответственности «скоро заметно повысится». По данным АИС ОСАГО, с 1 января по 10 июня 2020 г. средняя выплата по ОСАГО в целом по России выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,4% – с 70 500 до 73 600 руб. Больше всего при этом – на 16,8%, с 67 500 до 78 900 руб. – повысилась средняя выплата по тракторам и самоходным дорожно-строительным машинам.
«Сейчас ограничения, связанные с коронавирусом, практически везде снимаются, и скоро мы увидим серьезный рост убыточности ОСАГО, – комментирует Юргенс. – К счастью, с 24 августа страховщики смогут учитывать это обстоятельство индивидуально, компенсируя убыточность за счет тарифа водителей, которые ездят аварийно. Это также означает, что и резко вырастет конкуренция за безаварийных клиентов по ОСАГО, а значит, стоимость полиса для них понизится».
06.07.20 Ведомости vedomosti.ru
Последние комментарии