Тяжелые аварии, самоизоляция и снижение активности — как это все повлияло на рынок обязательного автострахования и что с ним будет после пандемии
Режим самоизоляции внес коррективы во все сферы жизни автомобилистов. Рынок ОСАГО не стал исключением — владельцы автомобилей перешли на дистанционное оформление полисов, а кто-то и вовсе отказался от использования личного транспорта. Мы пообщались с экспертами рынка обязательного автомобильного страхования и узнали, как на них отразилась самоизоляция и к чему привело значительное снижение трафика на городских улицах.
Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что ситуация с мерами, принимаемыми в России для недопущения распространения коронавирусной инфекции, накладывает отпечаток на отрасль.
«В условиях самоизоляции граждане и юридические лица меньше эксплуатируют автомобили, автовладельцы меньше выходят из дома и предпринимают какие-либо поездки, поэтому можно спрогнозировать падение количества заключенных договоров на фоне аналогичного периода прошлого года», — объяснил эксперт в беседе с корреспондентом Autonews.ru.
Машин стало меньше
Ситуация с карантинными мерами привела к снижению автомобильного трафика, а это, в свою очередь, спровоцировало рост скорости при столкновениях и более тяжелые последствия от аварий.
«По количеству договоров рынок ОСАГО вырос по итогам первого квартала 2020 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 3,5%. А в апреле 2020 года рухнул на 32%. Часть автовладельцев отказалась от заключения договоров совсем ввиду отсутствия средств и необходимости в автомобиле, а часть автовладельцев ждет окончания карантинных мероприятий. Можно также отметить, что на период карантина снизился автомобильный трафик, но увеличилась тяжесть ДТП. Скорость столкновения при отсутствии пробок выросла», — уточнил в беседе Autonews.ru директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров.
Впрочем, судить о ситуации на всем рынке можно будет после подведения итогов второго квартала, объяснил директор по анализу и моделированию компании «Росгосстрах» Алексей Володяев.
«Наш портфель довольно стабилен, существенное снижение было только в первую неделю самоизоляции. В остальные же дни среднее количество заключаемых договоров почти не отличается от среднего значения по доизоляционной эпохе. Заметно смещение в сторону приобретения полисов онлайн, что логично», — объяснил Володяев.
Эксперт уверен, что поддержку ОСАГО оказывает его обязательный характер, в силу которого так или иначе клиенты продолжают приобретать страховую защиту. Но вот с добровольными видами страхования, по его словам, ситуация менее радужная.
Клиенты фиксируют вмятины сами
По итогам последних недель выросла доля электронных договоров ОСАГО. Сложившаяся ситуация повлияла и на режим работы страховщиков. Банк России рекомендовал страховщикам, которые занимаются ОСАГО, продолжать свою деятельность, но с соблюдением необходимых санитарно-эпидемиологических мер. Сейчас страховщики вынуждены балансировать между исполнением своих обязательств и недопущением снижения доступности ОСАГО с одной стороны и заботой о здоровье сотрудников и посетителей с другой.
«Часть процессов, которые мы привыкли осуществлять в офисе, теперь переместились в сторону удаленного взаимодействия. В офисах же принимаются все возможные меры для недопущения распространения инфекции. Сейчас все услуги в этой сфере оказываются исходя из особенностей режима в каждом регионе. Единых принципов и мер в этой сфере не вырабатывалось, каждый страховщик самостоятельно определяет и настраивает бизнес-процессы и процедуры принятия решений по убыткам ОСАГО», — пояснил президент РСА Игорь Юргенс.
В компании «Росгосстрах» рассказали, что организовали для клиентов прием заявлений удаленно. Это предусматривает возможность проведения самостоятельного осмотра повреждений, их фиксации и прикрепления документов в электронном виде. «При этом застрахованному будет либо выдано направление на ремонт, который можно будет сделать после снятия карантинных ограничений, либо проведена выплата страхового возмещения в денежной форме. Выплатная политика компании в связи с карантином не менялась. Сроки принятия и оформления решений даже сократились за счет падения объемов заявленных убытков», — объяснил директор департамента урегулирования убытков СК «Росгосстрах» Илья Крайнов.
Диагностическая карта не нужна. Пока
Банк России на период карантина рекомендовал страховым компаниям выдавать и продлевать полиса ОСАГО без предъявления диагностической карты, и страховщики по всей стране эти рекомендации выполняют. Однако после снятия режима самоизоляции сделать техосмотр все-таки будет необходимо.
По закону документ об успешном прохождении технического осмотра должен быть предъявлен страховщику при заключении договора ОСАГО. В ситуации ограничительных мер доступность услуги по проведению техосмотра ухудшилась, часть пунктов временно закрылась.
«Если проведение техосмотра невозможно, то можно заключать договоры ОСАГО с последующим представлением страховщику диагностической карты в течение одного месяца с даты окончания мероприятий по противодействию распространению коронавирусной инфекции. Поэтому, как мы видим, у страхователей будет месяц после отмены ограничительных мер для прохождения ТО и представления соответствующего документа страховщику», — пояснили в РСА.
Представители страховых компаний, с которыми мы беседовали, подтвердили срок в один месяц для представления диагностической карты в страховую после окончания режима самоизоляции.
Рынок ОСАГО не будет прежним
Рынок обязательного автомобильного страхования вряд ли сможет быстро вернуться на докарантинный уровень после отмены режима самоизоляции. Вероятнее всего, на это уйдет не один месяц, а то и год. В компании «Росгосстрах» считают, что сейчас не лучшее время для прогнозов, потому что в такой ситуации ни рынок страхования, ни экономика в целом еще не оказывались.
«Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от «карантинно-выходного» режима, в котором живет наша страна. Если к началу лета страна вернется в обычный рабочий ритм, то рынок страхования отделается легким испугом — падение объемов по итогам года составит порядка 5–10%», — считают в компании.
Страховые эксперты уверены, что каждый дополнительный месяц карантина будет съедать от годовой динамики рынка по несколько процентов. «Вариант, когда кризис затянется до конца года, даже не хочется изучать. Рынок приспособится к работе в новой реальности, и даже в самом негативном сценарии мы не видим падения более чем на 15–20%. Но после любого кризиса следует ожидать восстановительного роста — вопрос лишь в том, когда он настанет», — резюмировал специалист из «Росгосстраха».
Прогноз по рынку от компании «АльфаСтрахование» примерно такой же. По мнению сотрудника компании Дениса Макарова, из-за текущей экономической ситуации рынок может снизиться по сравнению с прошлым годом по количеству договоров на 5–7%. «Объем ОСАГО не выйдет на докарантинный уровень, так как часть автовладельцев перестала эксплуатировать автомобиль по разным причинам», — объяснил Макаров.
По мнению же президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, на данном этапе рано говорить об убытках, поскольку их нужно будет оценивать в совокупности после завершения тех ограничительных мер, которые сейчас принимаются.
08.05.20 Autonews | www.autonews.ru
Последние комментарии