ЦБ зафиксировал стагнацию страхового рынка
Впервые за десять лет страховой рынок завершил год без роста сборов, говорится в обзоре ЦБ по итогам 2019 года. Ранее годовые темпы прироста взносов превышали 15%. Причина стагнации — сокращение рынка страхования жизни и ориентация клиентов (например, ДМС) на полисы со сравнительно невысокой стоимостью. На этом фоне выплаты страховщиков растут — в основном из-за завершения договоров страхования жизни. Впрочем, оснований для паники у рынка нет: при всех проблемах прибыль за год выросла более чем на четверть, хотя ее приносит не профильная деятельность, а доход от инвестиций.
Как сообщил Банк России (.pdf), по итогам 2019 года объем сборов на страховом рынке составил 1,48 трлн руб. «Впервые с 2009 года рынок не вырос,— констатирует ЦБ.— Годом ранее темпы прироста взносов превышали 15%. Отношение собранных страховых премий к ВВП за 2019 год снизилось на 0,07 процентного пункта, до 1,35%». При этом число заключенных договоров страхования увеличилось на 2,6%, до 207,8 млн. Причинами стагнации премий в условиях роста числа договоров ЦБ называет изменение спроса (он рос по видам страхования со сравнительно невысокой стоимостью продуктов, например, ДМС, где средняя премия составляет 10,6 тыс. руб.) и сокращение договоров с высокими средними премиями (как в инвестиционном страховании жизни, ИСЖ, со средней премией 530,9 тыс. руб.).
Завершение бума ИСЖ выразилось для рынка падением сборов впервые за последние десять лет (на 19,2%, до 317,5 млрд руб.).
Регулятор считает, что потребители теперь лучше понимают суть этого продукта и не путают его с банковским депозитом благодаря указанию ЦБ и стандарту Всероссийского союза страховщиков (ВСС) о требованиях к продажам таких полисов. Так, теперь продавцы обязаны раскрывать клиенту детальную информацию: например, в ней перечисляются активы, от динамики стоимости которых зависят размер дохода и порядок расчета выкупной суммы (ее клиент получает в случае досрочного расторжения договора). Кроме того, ЦБ говорит о «возможной неудовлетворенности клиентов» доходами по ИСЖ. Большинство завершившихся в первом полугодии 2019 года договоров ИСЖ показали доходность, не превышающую доходности по вкладам физлиц. 51% полисов показал доходность ниже 1% (31% полисов — нулевую), 42% полисов — 1–5% годовых, 7% — выше 5% годовых.
Первые итоги работы финомбудсмена, который с 28 ноября 2019 года работает с жалобами не только по моторным, но и по другим видам страхования, свидетельствуют о том, что страхование жизни стало лидером по спорам граждан со страховщиками (во «внемоторном» сегменте).
Как сообщили “Ъ” в службе обеспечения деятельности финансового уполномоченного, с 28 ноября 2019 года по 29 февраля 2020 года поступило 1877 таких обращений, из них «по жизни» — 1243 обращения. Потребители жаловались в основном на низкие суммы при возврате страховой премии при расторжении договора. Как говорит главный финуполномоченный Юрий Воронин, «почти половина обращений владельцев полисов страхования была обоснованной». В ближайшие месяцы он ожидает роста подобных обращений, но «он не будет взрывным».
Страхование жизни вызвало и рост выплат страховщиков — на 16,7%, до 609,6 млрд руб. Из них на выплаты «по жизни» пришлось 133,4 млрд руб., в которых 106,6 млрд руб.— выплаты по ИСЖ. Влияние на выплаты оказал и ожидающий продолжения реформ рынок ОСАГО (выплаты на нем составили 141,2 млрд руб. при 213,9 млрд руб. сборов). ЦБ указывает на увеличение числа убыточных для страховщиков регионов по ОСАГО.
Впрочем, стагнация сборов и рост выплат не сказались на прибыли страховщиков. По итогам 2019 года ее размер после налогообложения составил 207,4 млрд руб. — на 25,7% выше показателя 2018 года. Как говорится в отчете ЦБ, «в 2019 году прибыль страховщиков увеличилась за счет роста доходов от инвестиционной деятельности, чему способствовала благоприятная конъюнктура облигационного рынка». Как говорит президент ВСС Игорь Юргенс, отсутствие роста премий не стало сюрпризом для рынка из-за падения объемов по ИСЖ. Следующими драйверами роста он называет ДМС и накопительное страхование жизни. «Важнейший показатель работы страховых компаний — размер чистой прибыли — вырос более чем на четверть. Это результат и удачной инвестполитики страховщиков, и цифровизации, которая позволяет существенно сокращать расходы»,— заявил “Ъ” Игорь Юргенс.
10.03.20 Коммерсант kommersant.ru
Последние комментарии