С распространением банковских карт увеличилось и число мошеннических действий. В 2018 году мошенники украли с карт россиян 1,3 млрд руб. – это на 44% больше, чем годом ранее. Расскажем, поможет ли страхование банковских карт защититься от денежных потерь и как оно работает.
Как работает страховка?
Страхование банковских карт представляет собой вид имущественного страхования и действует в отношении конкретной карты, всех карт страхователя в определенном банке или вообще всех его карт. Стоимость страховки зависит от суммы страховой защиты, порядка оплаты и прочих факторов. В среднем она составляет от 1500 руб. до 3000 руб. в год при покрытии 100 000–200 000 руб. «Среди особенностей продукта в России можно выделить его сравнительно невысокую стоимость и корреспондирующую ей невысокую сумму покрытия», – отметил советник NORTON ROSE FULBRIGHT Алексей Бородак.
Страховку можно приобрести в отделении банка или на сайте страховщика, иногда она по умолчанию включена в стоимость обслуживания карты. «Порой владелец карты даже не знает всех деталей страхования или вовсе не догадывается о нем», – рассказала руководитель практики по работе со страховыми компаниями КПМГ в России и СНГ Юлия Темкина. Банковская страховка действует не только в России, но и за рубежом. Чаще всего она распространяется на следующие риски:
*утрата и повреждение карты из-за неисправной работы банкомата, размагничивания, утери, случайных механических повреждений;
*использование карты после её утраты в результате грабежа или разбоя;
*снятие наличных в банкомате с использованием PIN-кода, полученного с применением насилия или угрозы насилия;
*получение наличных в банке через поддельную подпись;
*использование поддельной карты с реквизитами действительной;
*мошеннические действия по получению информации о карте.
В правилах страхования большинства компаний прописано: пострадавшему не возместят ущерб, если PIN-код хранился рядом с карточкой или если владелец карты по собственной воле поделился им с другим лицом. Страховка не распространяется на время военных действий, ядерный взрыв и радиоактивное заражение. Для ее корректной работы часто требуется подключить SMS-оповещение.
Большое значение при выплате возмещения имеют основания утраты карты. Возможны отказы в выплате, если гражданин не обеспечил безопасное хранение самой карты и PIN-кода.
Евгения Синанова, руководитель практики коммерческого права SCHNEIDER GROUP
«Важно точно установить из правил страхования, какой документ является подтверждением наступления страхового случая и каков порядок информирования о нем», – считает управляющий партнер NOVATOR, адвокат Вячеслав Косаков. «В законе прямо указан срок, чтобы клиент уведомил банк об утере карты, – незамедлительно после обнаружения, но не позднее дня, следующего за днем получения уведомления о совершенной операции, то есть фактически 24 часа (п. 11. ст. 9 закона о национальной платежной системе). При этом АО «АльфаСтрахование» и ООО «СК «Сбербанк страхование» устанавливают срок в 12 часов с момента обнаружения факта утраты застрахованной банковской карты», – привела пример юрист юрфирмы Legal Studio GRATA International Влада Новокрещенова. Несвоевременное уведомление о страховом случае или обращение за страховым возмещением – часто причина отказа в страховом возмещении.
Если деньги списали преступники, то нужно обратиться с заявлением в полицию, где получить талон-уведомление. По словам руководителя отдела по входящим искам ООО «ЦПА «ВАШЕ ПРАВО» Александра Яныкина, при похищении денег со счета правоохранительным органам не всегда удается установить факт мошенничества, что приводит к невозможности получения страхового возмещения. «Еще страховка не покрывает убытки, по которым клиент получил полное возмещение от банка-эмитента или лиц, ответственных за причинение вреда. Поэтому правила страхования обычно содержат обязанность выгодоприобретателя представить заключение банка об удовлетворении или отказе в удовлетворении требования клиента о возмещении денег. Кроме того, страховщик вправе не принимать решение о выплате возмещения до завершения расследования уголовного дела об обстоятельствах неправомерных действий с картой», – рассказала адвокат, старший партнер АБ Яблоков и партнеры Лилия Дмитриева.
Как выбрать страховую?
При выборе страховой компании нужно обратить внимание на ее репутацию, надежность, условия договора. «Важно, чтобы не было франшизы и лимитов возмещения по каждому из страховых случаев, а страховая сумма превышала или была равна размеру находящихся на счете денег. Это позволит полностью возместить убытки за счет страховщика», – объяснил Яныкин.
Лучше пользоваться страховой компанией того банка, где у вас больше всего карт. Некоторые страховки распространяются и на другие карты, но страховым проще работать с продуктами своего банка.
Александр Боломатов, партнёр, адвокат АБ ЮСТ
Однако на практике потребителям редко удается выбрать компанию для страхования банковских карт, поскольку определенные банки работают строго с определенными страховыми. Например, АО «АльфаСтрахование» страхует только карты Альфа-Банка, Кредит Европа Банка и Кубань Кредит Банка; ООО «СК «Сбербанк страхование» – карты Сбербанка; ООО «СК КАРДИФ» – карты Санкт-Петербург банка и Юникредит банка.
Стоит ли страховаться?
«По моему мнению, институт страхования банковских карт дублирует обязанность банков по возврату незаконно списанных денег», – заявила адвокат практики реструктуризация и банкротства юрфирмы Art de lex Юлия Шилова. Законодательство предусматривает защиту от мошеннических действий третьих лиц: банк обязан вернуть клиенту деньги за операцию, которая была совершена без согласия клиента и о которой он не был проинформирован (п. 12 ст. 9 закона о национальной платежной системе). «То есть при неправомерном завладении деньгами банк обязан произвести их возврат вне зависимости от того, была ли застрахована карта. При предъявлении требований о страховой выплате владельцу карты нужно доказать неправомерность списания, а также то, что он обеспечил безопасное и исключающее несанкционированное использование карты, не передавал ее третьим лицам», – добавила Шилова.
Если будет установлено, что владелец карты не обеспечил ее надлежащей сохранности, то страховая откажет в выплате, а суды признают этот отказ правомерным (№ 33-3181/2018; № 33-8704/2018). «PIN-код, код верификации карты (CVV2,CVC2) и SMS-подтверждение транзакции формируют набор уникальных средств идентификации воли владельца, которые, как полагают суды и банки, исключают возможность случайной транзакции. Таким образом, практически все транзакции, совершенные с вводом правильного PIN-кода и верификационного кода, де-юре исключают ситуацию, при которой отсутствует воля ее законного владельца», – сообщил Бородак.
Тем не менее договор страхования дает дополнительную защиту по сравнению с законом, поскольку распространяется на большее количество страховых рисков. Например, при правильном соблюдении всех формальностей застрахованный клиент банка может рассчитывать на возмещение в случае, если преступник украл его карту или под угрозой насилия узнал PIN-код и снял деньги. «В случае несанкционированного списания денег подается заявление в банк и в страховую компанию. Обычно срок рассмотрения заявления о возврате списанных средств составляет один месяц. Страховая компания возвращает деньги значительно раньше. Это и есть главное и надежное преимущество страхования карточных продуктов», – отметил партнёр, адвокат АБ ЮСТ Александр Боломатов. По его словам, этот продукт крайне нужен и важен. «Уверен, в будущем количество мошеннических действий только вырастет. Возможность переложить риски на страховую компанию – это большое преимущество», – заявил Боломатов.
27.09.19 Право.ру pravo.ru
Последние комментарии