Сделать более удобным оформление электронного полиса ОСАГО и уменьшить число мошеннических судебных исков к страховым компаниям призван ряд новаций, о вступлении в силу которых объявил Центробанк РФ. В частности, при регистрации в системе «е-ОСАГО» ключ простой электронной подписи теперь будет состоять только из цифр и латинских букв — это исключает путаницу с похожими по написанию знаками кириллицы. А договор будет вступать в силу не ранее чем через три дня после заключения: до этого особо ушлые автоюристы умудрялись застраховать автомобиль уже после ДТП.
Но, несмотря на эти нововведения, рынок ОСАГО остается одним из самых проблемных в сфере страхования. В прошлом году Центробанк РФ получил от авто-владельцев почти 90,5 тысячи жалоб на страховщиков, и 86 процентов из них касается именно «автогражданки». В первую очередь владельцы машин жалуются на сбои при оформлении полисов в электронном виде и навязывание дополнительных услуг. Есть и проблемы, характерные для отдельных регионов. Так, в Новосибирской области и Республике Бурятия таксистам и мотоциклистам получить заветный полис почти нереально — во всяком случае, по стандартному тарифу.
Общей бедой практически для всей России остаются нечистые на руку автоюристы, выжимающие из страховых компаний максимальные выплаты, но не в пользу своих клиентов. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), около 80 процентов сумм, взысканных по суду, до потерпевших не доходит, а оседает в карманах посредников. Дело для ушлых юристов прибыльное: в прошлом году в суды направлено свыше 390 тысяч исков, связанных с ОСАГО, а размер выплат превысил 47,4 миллиарда рублей. Большая часть — 52 процента от этой суммы — приходится на накладные расходы: всевозможные штрафы, пени, неустойки, моральный ущерб, расходы на экспертизу и посредников.
Отсюда — и навязывание страховщиками дополнительных услуг, чтобы за их счет покрыть вероятные убытки.
Эксперты Общероссийского народного фронта провели масштабное исследование этого сегмента рынка. При контрольной попытке оформить три сотни полисов в различных компаниях, в 59 процентах случаев «фронтовики» столкнулись с техническими проблемами. Ситуация в Новосибирской области не отличается от общей по стране.
— Представители ОНФ опросили несколько десятков водителей, которые оформляли полисы ОСАГО в этом году. Минимум половина из них заявила о многочисленных проблемах с оформлением — недоступностью электронной версии сайта страховщика, очередях в точках продаж. Опрос и анкетирование показали, что не менее пятнадцати процентов новосибирцев планируют вообще отказаться от такого вида страхования и ездить без полисов, — подчеркивает координатор регионального проекта ОНФ «За права заемщиков» Антон Канунников.
Компании весьма охотно страхуют владельцев автомобилей не старше двух лет или своих постоянных клиентов, но прочие, как правило, сталкиваются с необходимостью дополнительных взносов за навязанные услуги. Для начала автовладельцев обязывают записаться на техосмотр у страховщика, но только через месяц после заключения договора. Не хочешь ждать — можно за пару тысяч рублей получить клубную карту, она значительно сократит время ожидания.
— Другой альтернативный вариант — приобрести полис страхования жизни и потери трудоспособности, тогда договор ОСАГО заключат чуть ли не моментально, — продолжает Антон Канунников. — Еще одно распространенное нарушение из тех, что выявили общественники, — возмездная помощь в оформлении электронного полиса страховым брокером.
С таким видом «поборов» сталкиваются новосибирские мотоциклисты, зачастую ездящие без полиса либо же с кратковременной страховкой на три месяца. Президент мотоклуба «99% MC» Константин Нельзин в очередной раз убедился в проблеме оформления ОСАГО этой весной.
— Ни в одной компании застраховать мотоцикл, просто обратившись в офис, не получается, — сообщил корреспонденту «РГ» новосибирский байкер. — Агенты признают: нам дана команда не страховать. Отправляют либо на оформление в электронном виде, либо в центральный офис, где также отфутболивают на сайт. А там постоянные ошибки, ссылки на сторонние адреса. Несколько раз пытался оформить — безрезультатно. Удалось только после того, как доплатил агенту тысячу с лишним рублей за каждый полис. При этом застраховать мотоцикл стоит от 400 до 700 рублей, но агенты повсеместно предлагают помощь за дополнительную плату, в три раза превышающую эти суммы. На вопрос «дадите ли чек за услуги?» они только смеются — никакого подтверждения таких платежей нет.
Примерно так же, по оценке экспертов ОНФ, в Новосибирской области обстоит дело с такси. По словам Антона Канунникова, на 90 процентов таких автомобилей оформлены полисы «автогражданки» с пометкой «не для такси». Впрочем, в этом случае лукавят сами автомобилисты — в этом уверены в РСА, где пояснили: тариф для такси примерно вдвое выше, чем для обычного автомобиля, и частные извозчики чаще всего скрывают, что используют машину в коммерческих целях. При этом сами загоняют себя в угол: в случае чего при выплатах по такому полису могут возникнуть проблемы.
«Есть некоторые категории транспортных средств и автовладельцев, тарифы для которых сильно занижены, — добавляют в пресс-службе РСА. — К ним относятся, в частности, мотоциклы и такси. Так, в некоторых таксопарках за год виновниками ДТП становятся почти 100 процентов водителей. Соответственно, страховщики выплачивают этой категории водителей денег в несколько раз больше, чем получают премий. В результате им невыгодно создавать условия, которые бы привлекли к ним эти категории страхователей».
Выходит, несмотря на свои обязательства, страховщики ищут пути, чтобы заранее возместить общие потери по отдельным категориям. Либо же ставят палки в колеса желающим застраховать мотоцикл или такси.
Правительство России и Центробанк РФ предлагают реформировать систему ОСАГО с либерализацией тарифной политики и в течение переходного периода дать компаниям право самостоятельно устанавливать расценки для различных категорий клиентов и поправочные коэффициенты. Это поможет ввести рынок в законное русло, однако цены на ОСАГО могут значительно вырасти.
Тем временем
Согласно опросу ОНФ, чуть более 15 процентов автовладельцев и мотоциклистов понимают, что ситуация объективно требует государственного вмешательства. Пятая часть опрошенных не слышала о предлагаемых изменениях в законодательство об ОСАГО, и свыше половины опрошенных относится к ним отрицательно.
30.08.18 Российская газета rg.ru
Последние комментарии